КАКОВЫ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА?
Дошкольный период развития человека является наиболее благоприятным для развития большинства способностей, которые могут стать базой для самоопределения и самореализации личности. Поэтому в системе дошкольного образования есть потребность в процессе, направленном на развитие индивидуальности ребенка, опираясь на его потенциальные возможности и способности.
Психолого-педагогическая поддержка позволяет педагогу разглядеть детей отстающих в усвоении образовательной программы и раскрыть детскую одаренность, которую необходимо не только раскрыть, но и понять и поддержать. Помочь ребенку освоить свой дар, сделать его достоянием его индивидуальности.
Т.к. способности проявляются в деятельности, необходимо погружать ребенка в разные виды деятельности: лепка, рисование, пение, танцы, игра на музыкальных инструментах. Для этого необходимо привлекать как можно разных специалистов, в том числе и специалистов разных социальных институтов (ЦВР и др.)
Каждому ребенку интересно что-то свое, поэтому нужно обеспечить условия развития для таких разных детей. Развивающаяся среда должна быть доступна, мобильна и ориентирована на зону ближайшего развития каждого ребенка.
Индивидуальное педагогическое сопровождение детей в условиях общеобразовательных дошкольных и школьных учреждений направлено на решение следующих задачах:
-
найти для каждого ребёнка занятие по душе, поддержать детскую инициативу;
-
смоделировать индивидуальный маршрут достижения успешности;
-
обеспечить комфортную среду общения, обучения и развития.
Психолого-педагогическое сопровождение не ограничивается областью непосредственного взаимодействия с ребенком, важным звеном этого процесса становится организация работы с родителями, а именно повышение педагогической компетентности родителей в воспитании и развитии детей с ОВЗ или одаренных детей
Работу с одаренными детьми ни в коем случае нельзя сводить к интенсифицированию развития ребенка, т.е к форсированию, сокращению детства, преждевременному превращению младенца в дошкольника, дошкольника в школьника и т.д. Интенсифицированию А.В.Запорожец противопоставлял амплификацию или обогащение детского развития. Обогащенное развитие, по его мнению, может осуществляться в результате грамотно выстроенного «режима педагогической работы».
При перестройке педагогического процесса необходимо предусматривать не только то, чего ребенок данного возраста способен достичь при интенсивной тренировке, но и каких физических и нервно-психических затрат будет ему это стоить. Ибо известно, какую опасность представляет перегрузка, переутомление для состояния здоровья и дальнейшего хода детского развития.
Педагогические усилия, направленные на быстрое получение результата, невзирая на возрастные особенности детей, приводят не только и не столько к желаемым показателям, сколько к искажению личностного развития.
Усилия взрослого — воспитателя или родителя — должны быть направлены на то, чтобы деятельность ребенка организованная взрослым, превратилась в детскую самодеятельность.
Индивидуальность – это личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Индивидуальностью определяется какая-либо главная черта личности, делающая ее непохожей на окружающих. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах.
Разные образовательные программы. Неслучайно новый стандарт – это стандарт вариативности образования в условиях разнообразия детства.
Четкий мониторинг воспитателя профессионала способен определить актуальное состояние развития ребенка, выстроить программу индивидуального развития ребенка.
Основная образовательная программа дошкольного образования должна быть программой психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей, а не программой обучения», — говорит Асмолов.
Если ребенок любит, например, рисовать, воспитатели вместе с родителями должны будут сделать все возможное, чтобы развить его способности.
Разработчики делают акцент не на том, чтобы ребенок перед походом в первый класс уже знал школьную программу, а на развитие способностей, которые соответствуют дошкольному возрасту, – к играм, рисованию, конструированию. Большое внимание будет уделяться развитию у ребенка инициативности, его взаимодействию со взрослыми и сверстниками.
Социализация ребенка — как он общается с другими детьми и воспитателями, занимается различной деятельностью — в новом стандарте дошкольного образования утверждается в качестве основного критерия развития ребенка наравне с индивидуализацией.
Творческая задача воспитателя – отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям ребенка.
В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-развивающая среда должна обеспечивать право каждого ребенка на любимое занятие. Для этого при зонировании помещений дошкольного образовательного учреждения предусматривается периодическое обновление материала и оборудования, ориентированное на интересы разных детей, что создает условия для персонифицированного общения воспитателей и детей.
Заключение
Для осуществления индивидуального развития ребенка необходимо использовать возможности профессиональной поддержки:
-
Четкий мониторинг – совместно с родителем разработка и реализация индивидуальных программ развития ребёнка (маршруты или траектории развития);
-
Выявление и развитие способностей к рисованию, лепке, конструированию
-
Включение в образовательный процесс различные виды деятельности: лепка, рисование, пение, танцы, игра на музыкальных инструментах;
-
Работа не только с детьми отстающими в усвоении образовательной программы, но с одаренными детьми, но не за счет интенсификации (форсирования развития), а амплификации (обогащения детского развития) (читайте работы А. В. Запорожца);
-
Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение;
-
Развивающаяся среда (зонирование, ориентированное на интересы каждого);
-
Сотрудничество с родителями;
-
Вариативность в выборе образовательных программ;
-
Социализация ребенка (привлечение специалистов других социальных институтов (музеи, библиотеки, ЦВР, театры ит.п.));
-
Участие воспитанников в конкурсных мероприятиях различного уровня;
-
Повышение педагогической компетентности родителей в воспитании и развитии детей с ОВЗ или одаренных детей.