«

»

Апр 11

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

fitbol-dlya-detey-s-rozhkami

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКЕ

Составитель — Белобородова Наталия Владимировна                                   Инструктор по физической культуре

 

 

            Гимнастика имеет большое оздоровительное значение при условии систематического ее выполнения детьми. Физические упражнения можно выполнять утром, после дневного сна (при соблюдении режи­ма), во второй половине дня на прогулке и в помещении. Построе­ние комплексов оздоровительной гимнастики должно опираться на основные структурные принципы и соответствовать общепринятой схе­ме. Как правило, комплексы гимнастики включают различные виды ходьбы и бега (иногда несложные игровые задания); общеразвивающие упражнения с традиционными предметами (кубики, мячи, кегли, палки и т.д.), с нетрадиционными предметами (фитболы, гантели, массажеры и т.д.) и без них, подвижные игры малой и средней активности, эстафеты.

     Ходьба и бег в начале гимнастики — это небольшая разминка, за­тем дети выполняют упражнения общеразвивающего характера для мышц спины, плечевого пояса, живота и ног.

      Упражнениям общеразвивающего характера отводится основная роль (по объему и значимости). Их многофункциональность способ­ствует оздоровлению организма, развивает силы мышц, подвижность суставов, формирует правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве.

     Правильное соблюдение исходных положений — обязательное ус­ловие при выполнении каких-либо гимнастических упражнений. Объ­яснение и показ упражнений воспитателем должны быть четкими и краткими. Особенно нежелательна длительная статическая поза, что отрицательно сказывается на осанке в целом и в основном формиро­вании свода стопы ребенка.

     Игровые задания, подвижные игры малой и средней активности слу­жат дополнением к двигательной нагрузке оздоровительного комплек­са, вносят разнообразие и доставляют детям радость и удовольствие.

     В заключение комплекса, как правило, проводится ходьба в уме­ренном темпе или несложное игровое задание для приведения всех функций и систем организма детей в относительно спокойное со­стояние.

     В зависимости от физической подготовленности каждой возраст­ной группы детей, условий и места проведения оздоровительной гимнастики (зал, площадка, лужайка) можно вносить в комплексы изменения и дополнения. Главное, чтобы дети были здоровы, бодры, веселы и занимались с удовольствием.

     Старшие дошкольники имеют значительный двигательный опыт, «обретенный ими в предыдущих возрастных группах. Но в то же время задачи физического развития, совершенствования ходьбы, бега, гимнастических упражнений остаются прежними. В ходьбе дети 6-7 лет продолжают осваивать равномерный шаг со свободными естественными движениями рук и ног. В беге они уже умеют соблюдать предложенный темп, движения при этом достаточно ритмичны и легки.

     Теория и методика проведения утренней гимнастики были разработаны Н.А. Метловым совместно с ленинградскими физиологами в 30-е годы XX столетия. Основная задача утренней гимнастики — перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности. 

     Благодаря утренней гимнастике усиливаются все физиологические процессы — дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается питание всех органов и систем, что создает условия для увеличения работоспособности. Двигательная активность приводит в деятельное состояние различные анализаторы. Включение и ежедневное проведение упражнений для всех групп мышц способствует их укреплению. Так, например, использование упражнений, сближающих лопатки, укрепляет мышцы спины, живота, вырабатывает у детей правильную осанку, содействует выпрямлению позвоночника.

     Очень полезна для укрепления опорно-двигательного аппарата детей фитбол-гимнастика, т.е. общеразвивающие упражнения с фитболом, где мяч используется как предмет, опора, ориентир, амортизатор, тренажер, отягощение, препятствие и массажер.

     На утренней гимнастике целесообразно использовать упражнения игрового стретчинга (для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий).  Занятия по методике стретчинга проводятся в виде сюжетно- ролевой или тематической игры, в которую входят 8-9 упражнений на различные группы мышц. Дети изображают разных животных и выполняют упражнения в сопровождении определенных музыкальных отрывков.

     Введение упражнений для укрепления свода стопы предупреждает плоскостопие. Поэтому на утренней гимнастике желательно использовать различные массажеры (в виде мячей-ежиков, роликов и.т.д.). Значителен и закаливающий эффект как на самой утренней гимнастике, «так и в сочетании с закаливающими процедурами».

     Утренняя гимнастика создает организованное начало, ровное, бодрое настроение у занимающихся: сильно возбужденных детей успокаивают действия в заданном темпе, а малокровные дети втягиваются в определенный ритм работы. Поэтому после утренней гимнастики дошкольники более уравновешенны, лица их довольны и радостны. Повышая жизненный тонус организма, утренняя гимнастика создает благоприятные условия для дальнейшей деятельности, благотворно влияет на развитие организованности, дисциплинированности, выдержки.

     Следует помнить о некоторых правилах проведения утренней гимнастики:

В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.

На утренней гимнастике используются знакомые детям упражнения, поэтому психическая нагрузка (на внимание, память) почти всегда бывает умеренной.

Количество общеразвивающих упражнений и их дозировка увеличиваются с возрастом детей, по мере улучшения физического развития и физической подготовленности. Для детей первой младшей группы рекомендуются 3―4 упражнения; для второй младшей ― 4 и средней ― 4―5; для старшей ― 5―6; для подготовительной к школе ― 6―8. В первой и второй младших группах упражнения повторяются 4―5 раз; в средней ― 5―6 раз; в старшей ― 6―8 раз; в подготовительной к школе ― 8―10 раз. При этом упражнения для рук и плечевого пояса повторяются больше раз (8―10); а более трудные ― для мышц живота, спины ― 4―6 раз.

Общеразвивающие упражнения выполняются из разных исходных положений тела: стоя, сидя, лежа (ка спине, животе). Исходные положения лежа, сидя выгодны тем, что снимают давление массы тела на позвоночник и неокрепший свод стопы, позволяют увеличивать напряжение отдельных мышц.

Во время утренней гимнастики воспитатель внимательно наблюдает за каждым ребенком и, если возникает необходимость, оказывает физическую помощь отдельным детям, делает указания, подбадривает (особенно детей младшего возраста).

Музыкальное сопровождение на утренней гимнастике помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение, определяет темп отдельных элементов движения, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения четко, выразительно, плавно.