«

»

Апр 10

МОИ ОЖИДАНИЯ ОТ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

fgos_dou

 

МОИ ОЖИДАНИЯ ОТ ВВЕДЕНИЯ  

ФГОС ДО

 

 

 

 

ФГОС — это требование нового закона «Об образовании» — дошкольное образование признано уровнем образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами.

Детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. А это значит, что условия, оснащение, кадры, программы – все у нас станет качественным. Дети будут иметь богатый материал для исследований, игр и физического развития, то есть соответствующее пространство и оборудование.

Подразумевает вложение капитала не только от государства, но и от других финансовых структур, спонсорство.

Введение ФГОС дошкольного образования коснётся всех участников образовательного процесса – педагогов, детей и родителей. В частности, семья становится реальным участником образовательного процесса и, как образовательное учреждение, несёт ответственность за результат обучения, поэтому семья и детский сад должны действовать вместе, при этом необходимо учитывать деформацию традиционного уклада семейного воспитания (и, по выражению директора Института социологии РАО Владимира Собкина, «педагогической безграмотности семьи»).

Одним из уникальных аспектов стандарта является то, что образовательная программа определяется здесь не как программа получения знаний (как это сделано в других стандартах системы образования), а как программа психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации ребенка. Это и своевременное определение проблемных зон у воспитанников, консультации для родителей, выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, создание условий для развития ребенка и т.д.

Согласно требованиям стандарта при оценке достижений дошкольника, верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы. Заниматься таким мониторингом должен именно педагог-психолог (поэтому ожидаем возвращение психологов в детские сады). Проводиться подобное исследование может лишь с согласия родителей или законных представителей ребенка. Все это является инновационным подходом к разработке стандарта.

У стандарта неординарный характер. Здесь впервые по существу даны ориентиры того, что такое работа с ребенком в дошкольном детстве, какие требования к ней предъявляются, какие условия обеспечивают ее эффективность и качество. Правильно, что заговорили о запрете на занятия «школьного типа», «школяризации («риск надвижения школы на детство»), сохранении и улучшении здоровья детей, причем необходимо учитывать, что дети разные, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и просто с отклонениями в развитии. Главное, чтобы это понимали и соблюдали все педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста.

В стандарте четко сформулированы требования к тем, кто работает с детьми. Работа по внедрению стандарта требует от педагогов повышения их профессиональной компетентности путём самообразования, через участие в работе творческих групп и курсов повышения квалификации. Я ожидаю, что курсы повышения квалификации будут представлять широкий спектр тем и направлений с учётом запросов и возможностей педагогов.

Члены команды по созданию стандарта утверждают, что педагоги будут меньше времени уделять на заполнение бумажной отчетности, что непременно приведет к увеличению времени на работу с детьми. Хочется в это верить!

Однако Стандарт поднял наружу множество противоречий. Это касается количества детей в группах. Стандарт говорит, что не должно быть переполненных групп, а какую группу можно считать переполненной пока не известно. Это касается преемственности дошкольного и начального общего образования. Глава рабочей группы, директор Федерального института развития образования (ФИРО) Александр Асмолов рассказал, что в новом стандарте будет сделан упор на социальное, моральное и творческое развитие ребенка. Однако, согласно исследованию, педагоги школ считают, что в дошкольном воспитании нельзя делать упор только на это. По их мнению, ребенок должен получить запас знаний и умений в области математики и языка (счет, состав числа, фонематический анализ слова, знание букв и т.д.). По версии учителей, ребенок должен уметь писать печатными буквами, обладать знаниями о себе, своей семье и ближайшем окружении, уметь подчиняться требованиям и понимать свои обязанности.

Причем в это противоречие начального общего образования и дошкольного завязаны и родители. Школа диктует родителям свои требования к будущим первоклассникам, а родители эти требования диктуют детским садам. Вот так через родителей школа пока давит на дошкольное образование.

То, что детсад должен обеспечить ребенку здоровье, физическое развитие и умение обслуживать себя (завязывать шнурки, менять одежду и т.д.) это я думаю, бесспорно. Но в плане подготовки к школе у родителей и педагогов – дошкольников могут возникнуть разногласия.

А. Асмолов: «Оценка качества дошкольных организаций не будет жестко увязана с уровнем развития детей, на который оказывают влияние множество социальных и врожденных факторов, не зависящих от детского сада. Но все-таки увязана будет. А результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров». Пока что не очень понятно, каким образом будут измеряться эти целевые ориентиры, и кто их будет измерять.

Учесть все возможные риски очень сложно, поэтому я думаю, что вслед за стандартом будет выходить множество пояснений и методических разъяснений.