«

»

Фев 12

ПСИХОГИМНАСТИКА

798659ee3c78

ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ

ЗАНЯТИЯ

С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ

 

 

 

 

 

 

 

Занятие № 1.

 

Тема: «Осень».

Программное содержание: уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе осенью, развивать пластичность, воображение  детей, учить мышечному расслаблению.

 

Ход.

 

  1. I.
  2. Дети заходят в зал, звучит лёгкая музыка. Выстраиваются в шеренгу.

Педагог: Здравствуйте, девочки и мальчики! Вот и позади жаркое лето, вы загорели, набрались сил и подросли. А впереди — осень!

Осень!.. Осыпается весь наш бедный сад.

          Листья пожелтевшие по ветру летят.

Лишь  вдали красуются — там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

А.К.Толстой

— Какие изменения в природе происходят осенью? (ответы  детей).

Осенью.

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце  не блестит,

Ветер  в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья,

Птички улетели

В тёплые края.

А. Плещеев

 

  1. Педагог: Дети, давайте с вами отправимся в поход в осенний лес. Согласны? А в дорогу с собой мы возьмём хорошее настроение, дружбу и взаимовыручку. Преодолеем все преграды в пути, никого не оставим позади. Договорились? Тогда в путь!

 

Ходьба:

  • В колонне по одному — «туристы идут друг за другом».
  • С высоким подниманием колена — «перешагивая кочки, камни».
  • Мелким и широким шагом — «перешагивая лужи и овраги».

 

Бег:

  • Обычный — «надо поторопиться».
  • С высоким подниманием колена — «перешагивая препятствия».
  • Мелким и широким шагом — «чтобы не помять последние осенние цветы.»
  • С преодолением препятствий — «перешагивая и перепрыгивая через поваленные деревья».

 

II.

Дети перестраиваются врассыпную по всему залу — превращаются в деревья.

 

ОРУ «Осень» (под плавную музыку).

  1. Осень… Набежал лёгкий ветерок, зашептались листочки на деревьях — руки подняты вверх, пошевелить пальцами рук.
  2. Ветер подул сильнее, закачались ветви деревьев — раскачивают руками.
  3. Ветер всё усиливается, начинается ураган, закачались и стволы деревьев, гнёт ветер деревья к земле — руки вверх, наклоны туловища из стороны в сторону.
  4. Но вот ветер затихает, а листья, оставив своё пристанище на ветках, кружась в воздухе, падают на землю. Кружатся на месте и по всему залу.
  5. Но вот ветер затих совсем, и листочки плавно опускаются на землю — дети приседают на корточки, опуская руки на пол перед собой.
  6. А сейчас пройдём по опавшим листьям и пошуршим ими — дети расходятся по всему залу, медленно идут, поочерёдно поднимая то правую, то левую ногу, плавно приседая на одной ноге, будто подкидывая осенние листья.

 

Идём по осеннему лесу дальше…

 

Упражнение «Гора».

Впереди огромная каменная гора, давайте покажем, какая она, изобразим её:

гора массивная, большая, неподвижная, словно приросла к земле, грозная, сердитая… — руки вверх, ладони соприкасаются, ноги вместе на всей стопе.

 

Упражнение «Дерево».

Впереди дерево-великан. В лесу тихо-тихо, все деревья неподвижны, ни одна веточка не дрогнет — стоя на одной ноге, руки вверх, параллельны друг другу.

 

Упражнение «Грибок».

Впереди пенёк, на пеньке — грибок… Какой? Опёнок! Стоит на пеньке, стараясь не упасть — наклоны в стороны. Свалился с пенька — наклон вперёд, вниз, руки свободно раскачиваются внизу (сброс энергии).

 

Упражнение «Ель».

Стоя на носках, одна рука отведена в сторону, другая поднята вверх, делается медленный поворот в стороны (регулировка функции равновесия).

 

Упражнение «Орёл».

 

На высокой горе сидит орёл… Носок одной ноги прижат сзади под коленом другой ноги. Руки перед грудью сложены ладошками вместе, сосредоточит взгляд на кончиках пальцев.

 

Упражнение «Лев».

В пещере живёт сердитый лев… Сидя на коленях, с опорой на пятки, руки расслаблены, лежат на коленях, язык высовывается с силой вниз — 3 — 30 сек. (лечение тонзиллитов).

 

Мы долго-долго шли, устали. Присядем, отдохнём у костра.

(рассаживаются вокруг зажжённой свечи).

 

III.

Упражнение на расслабление «Свеча».

Посмотрите на огонёк (сосредоточить взгляд на свечи — 1 минута).

Закройте глаза, расслабьте все мышцы: шеи, рук, груди, живота, спины, ног и отдохните. Послушайте песни осени, которые она поёт для всех нас (звучит плавная музыка). И каждому слышится своя песня: кому-то весёлая, а кому-то грустная и печальная. Дети с закрытыми глазами слушают музыку в течение 3-5 минут.

 

-А сейчас пора назад

Возвращаться в детский сад.

 

Дети друг за другом выходят из зала — возвращаются из похода.

 

Занятие № 2.

 Тема: «В гости к солнышку».

Программное содержание: развивать мимику и пантомимику детей, воображение, фантазию, учить расслаблению, снятию мышечного напряжения.

Ход.

  1. I.
  2. Дети заходят в зал, звучит спокойная музыка.

Педагог. Предлагаю сегодня отправиться вам в необычное путешествие — в гости к Солнцу.

Дети строятся друг за другом и отправляются в путь. Педагог идёт впереди, как бы показывая дорогу, дети — за ним.

 

  1. Упражнение «Дорога к солнцу».

-Дует сильный ветер в поле, трудно идти.    Ходьба, согнувшись вперёд, с усилием,

высоко поднимая ноги.

— Вот зашли в густой, дремучий лес, ветер   Выпрямиться, осторожно идти вперёд,

стих, мешают идти ветки.                               поочерёдно каждой рукой отодвигая

от себя «ветки».

— Стало холодно, все замёрзли.                       Обхватить себя руками, голову опустить

на грудь.

— Надо согреться.                                              Хлопать себя руками, прыгать то на

одной, то на другой ноге.

— Вот и согрелись.                                             Выпрямиться, улыбнуться друг другу,

потянуться, опустить руки вниз.

— Дорога поднимается в гору.                          Идти медленно, высоко поднимая ноги,

руки согнуты в локтях.

 

II.

Этюд «Войдём в пещеру».

-Шли мы, шли и оказались у подножия пещеры Уральских гор, где находятся несметные сокровища Хозяйки Медной горы. Эти сокровища скрыты в глубоких подземных тупиках от людских глаз, и только добрым, честным людям Хозяйка открывает свои сокровища.

-Давайте разберём вход в пещеру, разберём завал, уберём камни (дети подходят к воображаемому входу в пещеру, нагибаются и, изображая мимикой большие усилия, поднимают камни, не разгибая тела, переносят их в сторону, тем самым, освобождая вход).

Упражнение «Туннель».

-Давайте зажжём свечи, чтобы осветить свой путь, и, пригибаясь, пройдём по узкому и низкому туннелю (дети сжимают в кулачках воображаемые свечи, педагог их «зажигает»; чтобы пламя свечи не потухло, дети прикрывают его ладонью руки).

Этюд «Разожги камин».

-Шли мы, шли и к лесной избушке пришли.

Давайте в ней передохнём и переночуем. А чтобы ночью не замёрзнуть, разожжём огонь в камине. Для начала нужно собрать сухого хвороста, чтобы развести огонь (нагибаясь, дети собирают воображаемый хворост, медленно двигаясь по залу, складывают ветки на одну руку, которая полусогнута в локте; сохраняя руку в таком положении, будто придерживая охапку хвороста, дети подходят к воображаемому камину).

-В лесной избушке холодно, камин давно никто не разжигал. Давайте разведём огонь и погреем озябшие руки  (дети нагибаются, распрямляют руку с хворостом, садятся на корточки и кладут сухие ветки в камин; педагог зажигает «спичку» и подносит её к веткам, дети, сидя на корточках, протягивают ладони к огню и очень медленно, плавно перемещают их из стороны в сторону, будто согревая).

-Мы уснули около камина, и нам снится дивный сон, будто каждый из нас превратился в язычок пламени.

 

Этюд «Пламя костра».

Огонь только родился,                                Дети сидят на корточках, опускают голову

он ещё слабый неуверенный.                     на колени, руки опущены вдоль туловища.

 

А теперь огонь набирает силу,                  Дети медленно поднимаются, руки

растёт.                                                          двигаются из стороны в сторону,

поднимаются над головой.

 

Его языки колышутся из стороны             С поднятыми над головой руками дети

в сторону, начиная свой огненный            наклоняют корпус вправо-влево, затем

танец.                                                            кружатся.

 

Языки пламени то поднимаются выше,    Сопровождая движения тела движением

то опускаются ниже, то начинают             рук, дети, то, нагибаясь, то вытягиваясь

стелиться по земле.                                      вверх, поднимаются на носках, то садятся

на корточки, вытягивая руки вперёд,

изображая стелющийся по земле огонь.

 

Упражнение «Пробуждение».

-Наступает утро. Мы просыпаемся (потянулись). Умываемся (в пригоршнях подносим к лицу «воду»). А вот и солнце встаёт…

 

Упражнение «Встреча с солнцем».

Солнышко просыпается. Оно дарит нам красные, жёлтые, оранжевые лучи. Красные лучи дают нам тепло, радость, предупреждают об опасности. Оранжевые — дают смелость, храбрость. Жёлтые — волшебный свет, силу. Давайте подставим лицо солнечным лучам, они ласкают наше лицо, согревая своим теплом (выразительные движения: голова чуть поднята вверх, глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи опущены).

А уж ясно солнышко припекло, припекло

И повсюду золото разлило, разлило.

-Здравствуй, Солнышко! (дети поднимают руки вперёд, вверх, ладонями кверху, приветствуя солнышко, кланяются в пояс, бросая руки свободно вниз).

Этюд «Симфония солнца».

Дети превращаются в солнечные лучи и играют музыку солнца. Роль дирижёра выполняет педагог, дети выполняют движения руками и стараются повторить текст:

«Над безбрежными просторами синего океана, где гуляет ласковый, тёплый ветер, играя с волной (волнообразные движения кистями рук), появляется край алого утреннего солнца (рукой описывают полукруг). И рассеиваются лучи (обе руки расходятся перед лицом от центра в стороны, будто раздвигают занавес), и бледнеют, исчезая, звёзды на небосклоне (несколько выдохов, словно тушатся свечи). Рождается новый день (руки подняты вверх, ладони раскрыты). Он встаёт вместе с могучим солнечным диском и несёт на землю могучее, новое чудо жизни и любви. Выше и выше поднимается солнце (несколько полукруглых движений руками). Яркий свет нового дня будит Землю (от последнего полукруга вверх идут лучи). Вместе со светом, жизнью и радостью разноцветные лучи, посланцы великого светила, несут звуки волшебной симфонической музыки, пронизывающей всё земное и небесное пространство. В этом многоголосом оркестре жизни для каждого есть своя песня (руки подносятся к губам, губы выдыхают воздух, а пальцы рук перебирают воображаемые дырочки — игра на дудочке).

 

III.

Упражнение на расслабление.

-А сейчас приляжем на зелёную, мягкую травку (дети ложатся на коврики), отдохнём, погреемся на солнышке и послушаем сказку (педагог читает детям сказку «Сёстры» — смотри в приложении).

 

-А сейчас попрощаемся с солнышком, нам пора возвращаться в детский сад (под звуки плавной музыки выходят из зала).

 

 

Занятие № 3.

 

Тема: «Космическое путешествие».

Программное содержание: расширять знания детей о космосе, развивать выразительность движений, продолжать обучать приёмам расслабления, снятия напряжения, развивать фантазию детей.

 

Ход.

 

I.

  1. Под лёгкую музыку в зал входят дети, выстраиваются в шеренгу.

Педагог: Здравствуйте, дети! Рада вновь встретиться с вами. С каждой нашей встречей вы становитесь всё сильнее, веселее, здоровее! Ведь так? И сегодня вас ждёт много нового и интересного! А, ну-ка, поведите своими носиками, понюхайте! Чувствуете запах? Это запах необычного путешествия! А отправимся мы сегодня с вами в космическое путешествие. Этот путь будет долгим и трудным, а чтобы преодолеть все препятствия, давайте возьмём с собой в дорогу наши добрые пожелания. Передайте друг другу в ладошки вместе с теплом своей души добрые слова (передают по цепочке). Теперь у всех нас хорошее настроение, в путь!

 

  1. Перестроение в колонну по одному — «сели в ракету».

Ходьба в колонне по одному — «ракета начинает взлёт».

Бег в колонне по одному — «ракета набирает скорость».

Бег змейкой — «ракета облетает препятствия (метеориты, кометы, планеты)».

Ходьба врассыпную — «по всему небу рассыпались звёзды».

 

II.

Дети превращаются в звёзды, располагаются врассыпную по всему залу.

 

ОРУ — «Рождение и жизнь звезды».

  1. Звезда рождается из туманности. Руки с широко раздвинутыми пальцами

Описывают перед собой круг, будто

собирают воображаемую энергию в шар.

  1. Жизнь звезды в обычном Ноги на ширине плеч, руки подняты и

состоянии.                                        раздвинуты над головой, пальцы соединены.

Руки качаются из стороны в сторону.

  1. Раздувшийся красный гигант.         Руки вперёд, локти чуть согнуты, руки

образуют круг, кружение на месте.

  1. Сжимающаяся звезда.                      Руки, образующие круг, начинают плавно

сжиматься к плечам.

  1. Звезда-карлик.                                   Руки к плечам, плавно присесть, сесть на

корточки.

 

Дети превращаются в космонавтов.

Педагог: Во время взлёта на ракете космонавты испытывают большие перегрузки. Давайте попробуем это изобразить своими движениями.

 

Упражнение на расслабление «Космонавты».

Все мышцы напрягаются, руки, ноги, туловище, шея становятся тяжёлыми и малоподвижными.

Ракета преодолела земное притяжение и наступает состояние невесомости: поплыли все предметы и космонавты, движения становятся плавными, расслаблены все мышцы, плавные движения руками под музыку, кружение.

 

Педагог: летели, мы летели и прилетели на космическую станцию. Посмотрите в иллюминатор, как красиво звёздное небо. А хотите, я расскажу вам сказку? Садитесь поудобнее и слушайте!

Дети садятся в круг в позу «лотоса». Педагог читает  сказку «Дыхание космоса» (см. приложение).

 

Педагог: Вот такая сказка… Понравилась она вам?

А сейчас попробуйте нарисовать то, что вам представлялось во время чтения сказки

(дети рисуют, лёжа на полу).

Рассматривают рисунки.

-Свои работы вы возьмёте с собой  в группу и устроите выставку для своих мам и пап.

 

Психогимнастика — этюд «Рождение планет и звёзд».

Педагог: А давайте попробуем движениями изобразить, как рождаются звёзды и планеты.

Звёзды и планеты возникли в результате сжатия всего космоса в одну точку (широко раскинуть руки в стороны, а затем делать ими движения, будто собирая энергию в себя, сесть на корточки и спрятать голову в колени, замереть, «превращаясь в точку»).

А затем произошёл взрыв (резко встать и вновь широко разбросить руки, выбрасывая энергию).

 

III.

Упражнение на расслабление «О чём говорят созвездия?»

-Мы много путешествовали по космическому пространству, давайте немного отдохнём перед возвращением на землю.

Дети ложатся на коврики на полу. Им предлагается представить, что они лежат на мягкой траве летней ночью, их глаза устремлены в звёздное небо. Нужно успокоиться, расслабиться и постараться услышать голоса созвездий. О чём они расскажут каждому из нас? (звучит тихая музыка).

Дети делятся друг с другом тем, что рассказали им звёзды.

Дети строятся в колонну по одному — «садятся в ракету», двигаются друг за другом по кругу — «возвращаются на Землю».

Занятие № 4.

Тема: «Зима».

Программное содержание: уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе, развивать выразительность движений, имитировать характерные движения животных, учиться расслабляться.

 

Ход.

I.

Дети входят в зал, садятся по-турецки.

— Детвору зовут сугробы,

Мчаться с гор, в снегу валяться.

Лесом праздничным, суровым

Можно вдоволь любоваться.

-О каком времени года говорится в стихотворении? А чем дети ещё любят заниматься зимой? (ответы детей).

— Для того чтобы слепить снеговика, нам нужно много снега. Давайте позовём вьюгу и попросим её пригнать нам большую снеговую тучу.

 

Упражнение на дыхание.

-Как воет вьюга? У-У-У-У-У.

-А как ветер свистит? С-С-С-С-С.

 

II.

-Хорошая у нас получилась вьюга. Наконец всё небо закрыла снеговая туча. Она пришла с красивыми снежинками. Давайте и мы с вами превратимся в красивые, холодные, танцующие снежинки.

(под плавную музыку дети пытаются изобразить лёгкие снежинки).

 

Фоном к музыке звучат стихи.

 

-Зима пришла. За окнами,

Где тёмных ёлок ряд,

Пушистые и лёгкие

Снежиночки летят.

Летят, порхают, кружатся,

Пушистые летят.

И белым, лёгким кружевом

Окутывают сад.

Ах, как хорош пушистый снег,

Летящий с высоты!

Он нависает на ветвях,

Как белые цветы.

Снегу много намело,

Стало все белым — бело.

Детям предлагается слепить снеговика.

Дети изображают, как скатывают из снега комки разных размеров, показывают движениями, как тяжело это делать.

-Первым ставим большой ком, на него — ком поменьше и затем — самый маленький. Изображают, как надевают снеговику ведро на голову, вставляют угольки — глаза, нос — морковку, веточку — рот.

 

-Пока вы дружно лепили снеговика, ваши ушки и ручки замёрзли. Пусть снеговичок постоит и осмотрится, а мы согреемся.

 

Самомассаж для ушей.

Сначала согреем ушки (пощипывание, потряхивание, поглаживание).

 

Самомассаж рук.

А теперь погреем руки (потереть ладошку об ладошку).

 

Упражнение на дыхание.

Подышать на ладошки, согреть их.

 

Упражнение «Свеча».

-Давайте, ребята, разведём небольшой костёр, погреемся, расслабимся, посмотрим на его искры.

Дети садятся по кругу в позу «лотоса», педагог зажигает свечу. Дети протягивают к огню руки, шевелят ладонями, как бы грея их. Вдыхают в себя тёплый воздух костра.

 

-Огонь — владыка тепла и света. Он сильный, красивый, могучий. Огонь может быть ласковым и согревающим, но может быть также злым и жестоким, когда выходит из-под контроля человека.

Закрой глаза, представь себе огонь,

Он весело играет, говорит с тобой.

На что похоже пламя?

Я вижу лепестки волшебного цветка,

То злые, то жёлтые. Они растут,

Шевелятся и затухают.

Но после с новой силой тянутся,

Как будто прямо к свету.

Что видишь ты?

-Всё, что вам представилось, глядя на огонь костра, нарисуйте к следующему занятию.

 

-Посмотрите, наш снеговик заскучал. Ребята, а как вы думаете, какие животные могли бы прийти в гости к нашему снеговику?

Дети имитируют движения разных животных, по очереди подходят к снеговику и приветствуют его (заяц, волк, лиса, белка, олень, птица).

Игра «Ёлочки».

-Дети, а какой у вас самый любимый зимний праздник? (Новый год).

-На Новый год в каждом доме наряжают ёлки, рубят их в лесу лесники.

Давайте представим, что мы ёлочки, один из вас будет лесником. Поиграем в игру «Ёлочки» (лесник рубит — осаливает только одинокие ёлочки, но если дети встали друг к другу спинами в парах, развели руки в стороны, то такую ёлочку рубить нельзя).

 

III.

Сказка «Снеговик».

-Набегались, устали? Ложитесь поудобнее на коврики, расслабьтесь и послушайте сказку про  снеговика.

(звучит музыка, педагог читает детям сказку — см. приложение).

 

— Сказочный снеговик растаял, а наш снеговик ещё долго будет радовать нас своей милой улыбкой, ведь до весны ещё далеко.

 

-Наше занятие подошло к концу. Не забудьте выполнить домашнее задание — рисунки об огне.

 

Занятие № 5.

 

Тема: «Поход  в зимний лес».

Программное содержание: закреплять умение детей владеть приёмами релаксации: расслабление и напряжение мышц в игровых ситуациях; развивать воображение детей, умение действовать в соответствии с указаниями взрослого и по подражанию; способствовать формированию правильно осанки и навыков правильного дыхания.

 

Ход.

 

Дети заходят в зал под весёлую, бодрую музыку, выстраиваются в шеренгу.

Собирайся, народ,

Отправляемся в поход,

Мы пойдём с вами в зимний лес,

Полный тайн и чудес.

 

-Друг за другом становись! (перестроение в колонну).

 

-Мы шагаем, мы шагаем,

Никогда не унываем!

Дышим ровно, глубоко,

Маршируем, хорошо? (ходьба по кругу).

 

— А кругом белым-бело,

Много снегу намело (рассматривают всё кругом).

 

— Давайте на этой полянке поиграем!

— Вот весёлая игра,

Собирайся, детвора!

Я слепила снежок,

Ну-ка, берегись, дружок!

(воображаемая игра в снежки).

 

-Долго мы в снежки играли,

Очень сильно мы устали.

Давайте сядем, отдохнём

И костёр разведём.

(Упражнение «Свеча» — садятся в круг по-турецки, глаза смотрят на пламя свечи, погрели ладошки, взяли тепло в ладошки, растёрли ладошки одна об другую.

Упражнение на дыхание — вдох через нос, выдох — через рот-трубочку, дуть осторожно, чтобы огонёк не погас.)

 

-Отдохнули? Давайте ещё поиграем! А поиграем мы в волшебные превращения…

Вправо-влево повернись,

В …….. превратись!

(Упражнения «Каменная гора», «Дерево», «Кошечка ласковая и сердитая», «Саранча», «Штангисты», «Дождик», «Качели»).

(Индивидуальная работа с каждым ребёнком — помощь, исправление ошибок, контроль за правильностью выполнения упражнений).

 

-Молодцы! А наше путешествие продолжается!

-Кажется, мы попали в волшебное царство. Интересно, кто здесь живёт? … Да это же Королева игрушек! (выходит воспитатель в короне).

 

(Королева проводит упражнение на напряжение и расслабление мышц «Деревянные и ватные куклы», игру на развитие воображения «Зеркало»).

 

-Продолжаем наш путь! По большим сугробам идти нелегко, давайте сядем на лошадок и поскачем на них (едут на «лошадке» — делают пружинистые полуприседы под тихую музыку — упражнение «Лошадки»).

 

Рисуют на бумаге того, кого они встретили во время путешествия, рассматривают работы друг друга, в группе устраивают выставку работ для своих родителей.

 

-Мы весело провели время в лесу, получили запас силы и бодрости.

(построение в шеренгу).

 

-А сейчас пора назад

Возвращаться в детский сад!

(под музыку выходят из зала, развешивают в группе свои рисунки).

 

 

 

Занятие № 6.

 

Тема: «В гостях у ветра».

Программное содержание: развивать мимику и пантомимику детей, воображение, фантазию, закреплять умение детей владеть приёмами релаксации.

 

Ход.

 

  1. I.

Педагог: Дети, сегодня мы с вами отправляемся в трудное и длительное путешествие — в гости к Ветру-Ветровичу. Согласны?

-Тогда давайте поделимся друг с другом своим хорошим настроением, своей силой и выносливостью перед дальней дорогой (передают свою энергию друг другу в ладошки).

-А теперь в путь!

 

Упражнение «Дорога к ветру» (педагог показывает движения, дети повторяют за ним).

На пути густой лес, ветки                    Осторожно идти вперёд, поочерёдно отодвигая

деревьев мешают идти.                         руками «ветки».

 

Стало холодно, все замёрзли.              Обхватить себя руками, голову опустить на

грудь.

 

Надо согреться.                                      Хлопать по себе руками, прыгая поочерёдно

то на одной, то на другой ноге.

 

Вот и согрелись.                                      Выпрямиться, потянуться, улыбнуться.

 

Дорога вся в ямах и рытвинах.               Прыжки друг за другом с продвижением

Надо их перепрыгнуть.                            вперёд.

 

Дорога поднимается в гору.                    Идти медленно, высоко поднимая ноги, руки

согнуты в локтях.

 

II.

— Шли, мы шли

И к большой горе пришли.

 

Статическое упражнение «Каменная гора».

-Гора большая, массивная, неподвижная, словно приросла к земле, грозная, сердитая (руки вверх, ладони соприкасаются, ноги вместе на всей стопе).

 

Упражнение на расслабление «Большая гора дышит».

— Гора очень старая и древняя, она, как живая, дышит.

И.п.: ноги врозь, руки перед грудью, кисти сжаты в кулак.

1-4-глубокий медленный вдох, руки в стороны, предплечья вниз. Чувство тяжести.

5-8-опуская руки вниз, ощутить чувство лёгкости  и свободы.

 

Этюд «Музыка гор».

-Кругом спокойствие, но прислушайтесь… Слышите музыку? Это поют свою песню горы!

Весь мир — и космический, и земной — наполнен цветом и звуками (обе руки описывают круг, затем идут вверх — вниз). Вся Вселенная поёт песню, дивную песню добра и любви. Она живая (руки будто держат маленький шарик), она звучит и эти звуки входят в наши сердца и души, наполняют их золотым светом красоты и знания («шарик», который держат в ладонях, медленно перемещается на область груди, ладони ложатся на грудь). Только надо научиться держать своё сердце и душу открытыми и чутким ухом улавливать звуки этой чудесной песни (ладони отводятся от груди, руки плавно разводятся в стороны, как бы открывая сердце и душу навстречу Вселенной). Небо поёт (руки поднимаются вверх), и звёзды на нём (пальцы собраны в щепотку, разъединяются веером, будто зажигаются звёзды на небе). Подними свою голову к звёздам, открой глаза, удивись красоте, распахни своё сердце навстречу ей (скрещенные ладони отходят от груди и раскрываются), зажги его огнём любви. Пусть запылает этот огненный цветок, вынь его из груди, положи на ладони и пошли в небо навстречу великой песне Вселенной (одна ладонь ложится на область сердца и вынимает воображаемое сердце из груди навстречу небу). Зазвучит тогда великий гимн жизни.

 

Этюд «Пещера».

-Дальше наш путь к батюшке Ветру лежит через пещеру. Но она засыпана грудой камней. Давайте разберём завал и войдём в пещеру.

(Дети подходят к «входу» в пещеру, нагибаются и с усилием поднимают воображаемые камни. Не разгибая тела, переносят их в сторону, освобождая проход).

 

Зажигают «свечи», чтобы осветить свой путь по узкому и низкому туннелю — сжимают в кулачках воображаемые свечи, педагог «зажигает» их, а чтобы пламя не потухло, прикрывают его ладошками.

 

-Но вот горы позади, мы выходим в чистое поле, где живёт на просторе Ветер-Ветрович.

 

-Здравствуй, Ветер! Здравствуй, батюшка!

 

Упражнение на дыхание «Ветер».

-Ветер всё время разный, он всё время меняется, зависит от времени года.

(дети имитируют дуновение ветра в разное время года — вдох через нос, выдох через рот без напряжения).

У весны ласковый и нежный ветерок, тёплый — ф-ф-ф-ф-ф.

У лета — жаркий, согревающий — х-х-х-х-х.

У осени — прохладный — с-с-с-с-с.

У зимы — холодный, студёный — в-в-в-в-в.

 

Упражнение «Тёплый и холодный ветер».

-Ветер может быть тёплым и холодным.

Ф-ф-ф-ф-ф — подул тёплый ветер (встать потянуться, расслабиться).

-У-у-у-у-у — дует холодный ветер (присесть, обхватить колени руками, сжаться, голову прижать к коленям).

 

Упражнение «Ласковый ветерок».

-Ветер может быть ласковым и нежным (стоя, ноги врозь, руки вверх, наклоны в стороны с волнообразными движениями руками, постепенно увеличивая скорость — выражать чувство радости).

 

Упражнение «Ураган».

-А может быть злым, безжалостным — это ураган. Ураганный ветер гнёт стволы деревьев, вырывая их с корнями, и бросает на землю.

(Выдыхая сильную струю воздуха, поднять руки вверх, раскачивая ими то вправо, то влево, словно деревья ветвями, наклонять корпус тела то в одну сторону, то в другую. Затем резко нагнуться вперёд, сопровождая движения тела движениями руками, прогнуться назад. Покружиться на месте, опуститься на колени, словно вырванные ураганом деревья).

 

Этюд «Песня ветра».

-А у ветра, как и у гор, тоже есть своя песня:

«Я раскачиваю, я укачиваю

Ветви берёзы, ветви осины, ветви дубка…

Гну дубок,

Сено комкаю в клубок,

До тех пор шалю,

Пока сил моих хватает,

А устав, на облаках

Тихо отдыхаю,

Иль на глади озера

Тихо почиваю.

Я раскачиваю,

Я укачиваю…

(Руки плавно поднимаются над головой, и сопровождаемые движениями корпуса тела, идут то вправо, то влево. Затем руки перемещаются на уровень груди, сгибаются в локтях и производят вращательные движения. Далее дети присаживаются на корточки, плавно опуская руки. Сидя на корточках, словно на волне, дети раскачиваются то вправо, то влево).

 

III.

-Ну, вот и всё. Нам пора возвращаться назад. Но перед обратной дорогой надо как следует отдохнуть. Ложитесь на мягкую травку, закрывайте глаза, отдыхайте, а я расскажу вам сказку. Она называется «Разговор с ветром» (см. приложение).

 

-Отдохнули? Пора в обратный путь! До свидания, Ветер!

(дети под музыку выходят из зала).

 

 

 

 

Занятие № 7.

 

 

Тема: «Весна».

Программное содержание: закреплять  умение детей владеть приёмами расслабления и напряжения мышц, развивать воображение, фантазию, мимику и пантомимику детей.

 

Ход:

 

I.

Дети входят в зал под музыку Чайковского «Времена года».

-Посмотрите внимательно вокруг и скажите, в чьё царство мы попали?

Жаворонок.

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поёт, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны…

-Какое настроение почувствовалось вам в этом стихотворении?

-Весна несёт с собой радость обновления, надежды на будущее. И раз уж мы сегодня попали в её царство, давайте позовём её так, как это делали в старину. Существовали небольшие стихи веснянки или закликалки, которые люди громко проговаривали, призывая приход весны.

  1. Жучик, ключик, паучок,

Прилети к нам, куличок,

Вику-виту-виту-лай,

Принеси весну в наш край!

  1. Кулик, кулик,

Замыкай зиму,

Отпирай весну!

(Заучивание текста с детьми, проговаривание хором.)

 

II.

Появляется Весна (воспитатель).

-Кто меня, Весну-красавицу, звал-зазывал? Вы, ребята?

Вот я и пришла. Апрель — мой  любимый месяц, распускаются подснежники, просыпается всё живое. Но он ещё не наступил, а так хочется всё это увидеть. Помогите мне, ребята! Я буду читать стихотворение, а вы представьте себя подснежниками, которые только-только появляются из-под снега.

(Звучит пьеса Чайковского «Подснежники».)

 

Психогимнастика «Подснежники».

В лесу, где берёзки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку

Зелёную выставил ножку,

Потом потянулся

Из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

«Я вижу: погода тепла и ясна,

Скажите, ведь правда, что это весна?»

(Дети приседают; медленно плавно встают, поднимают руки вверх, тянутся за руками как можно выше; разводят руки в стороны, делая повороты туловища вправо-влево.)

 

-О весне есть много стихов. Я вам буду их читать, а вы движениями попробуйте изобразить то, о чём в них говорится.

 

Упражнение «Солнышко».

Солнце весело смеётся,

Светит ярче, горячей.

И с пригорка звонко льётся

Разговорчивый ручей.

(Поднять руки вверх, потянуться, улыбнуться; плавно опустить руки вниз.)

 

Упражнение «Ледоход».

Ледоход: лёд идёт.

Вышел на берег народ,

Смотрит, как река играет,

Лёд в кусочки разбивает.

(Прыжки выпадами по кругу друг за другом, как бы перепрыгивая с льдины на льдину.)

 

Упражнение «Весна».

Весна, весна красная,

Приди, весна ясная,

Травка муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась.

(Руки развести в стороны; присесть, плавно встать, поднять руки вверх; плавно помахать руками как крыльями.)

 

-Огромное вам спасибо, ребята! А теперь давайте поиграем в русскую народную игру «Колокольцы — бубенцы».

 

 

Колокольцы-бубенцы,

Раззвонились удальцы!

Диги-диги-диги-дон,

Угадай откуда звон!

Для игры нужны два игрока, у одного в руках колокольчик, другому завязывают глаза. Дети хором говорят слова. Ребёнок с завязанными словами по звуку колокольчика ловит второго игрока (игра повторяется 2-3 раза).

 

-Ну и горазды вы, ребятишки, в игры играть. Я даже притомилась немножко! Давайте отдохнём, умоемся талой весенней водичкой.

 

Упражнение «Живая вода».

Наберём полные пригоршни                           Сложить ладони лодочкой, присесть и

живой воды весны.                                            набрать «воды» в ладони, выпрямиться.

 

Ах, какая вода прохладная, светлая,               Выразительные движения: поднести

чистая, прозрачная. Она мне говорит:            ладони к лицу, слегка наклонить голову

«Расслабься, успокойся, отдохни».                  вправо-влево, улыбнуться.

Она мне даёт радость, счастье, здоровье.

 

Посмотритесь в неё. Улыбнитесь ей               Поднести ладони к лицу, не касаясь его,

радостно, светло. Это живая вода весны.       провести руками вдоль лица сверху

А теперь умойте своё лицо живой водой,       вниз.

смойте всю усталость, болезни и плохое

настроение весенней водичкой.

 

Этюд «Земля».

Весной становится тепло, ласково пригревает солнышко, всё вокруг начинает оживать и просыпаться. Просыпается весной и земля.

(Лёжа, потянуться, руки вверх, поднять их перед собой, поиграть пальчиками. Подняться, встать на ноги, медленно поднять руки вверх, поиграть пальчиками — ожидающая, просыпающаяся земля).

 

III.

Упражнение на расслабление.

Дети лежат на ковриках с закрытыми глазами. Звучит спокойная музыка. Педагог читает сказку «Пробуждение земли» (см. приложение).

 

 Занятие № 8.

 

Тема: «Путешествие к стихии воды».

Программное содержание: развивать мимику и пантомимику детей, воображение, эмоции, закреплять владение приёмами релаксации, способствовать формированию навыков правильного дыхания.

 

Ход.

 

I.

Дети выстраиваются в шеренгу.

Педагог: Сегодня нас ждёт новое путешествие — путешествие к стихии Воды. Давайте перед дальней дорогой поделимся друг с другом силой, здоровьем, хорошим настроением (передают друг другу в ладошки свою энергию).

-Давайте сядем на лёгкое воздушное облачко и полетим навстречу стихии Воды.

 

Дети под лёгкую музыку двигаются друг за другом по кругу, плавно кружась то в одну сторону, то в другую, словно плывут на облаке.

 

Ходьба и бег в разном темпе — облако, подгоняемое ветром, плывёт то быстро, то медленно.

 

II.

-Вот мы и прилетели. Какой огромный океан раскинулся перед нами. Давайте опустимся на песчаный берег моря. Сколько воды вокруг… вот она — величественная стихия Воды…

 

Упражнение «Водичка».

Вода всё время меняется, она всё время разная:

-Весной — вода голубая,

-Летом — синяя,

-Осенью — серо-фиолетовая,

-Зимой — белая.

(педагог предлагает детям подобрать по цвету ленточки).

 

Упражнение «Живая вода».

-Давайте подойдём поближе и наберём полные пригоршни живой воды.

(сложить ладони лодочкой, присесть и набрать «воды» в ладони, выпрямиться).

-Ах, какая вода прохладная, светлая, чистая, прозрачная. Она нам говорит: «Расслабьтесь, успокойтесь, отдохните». Она даёт нам радость, счастье, здоровье. Посмотритесь в неё. Улыбнитесь ей радостно, светло. Это живая вода.

(поднести ладони к лицу, слегка наклонить голову вправо, влево, улыбнуться).

-А теперь умойте своё лицо живой водой.

(поднести ладони к лицу, провести руками вдоль лица сверху вниз, не касаясь его).

Упражнение «Капельки» (расслабление кистей рук).

Наши руки стали мокрыми, влажными, давайте стряхнём с них капельки воды (потряхивание обеими кистями рук одновременно, руки на уровне пояса — сброс энергии).

 

-Стихия Воды — это океаны, моря, озёра, реки и ручейки в них впадающие.

 

Упражнение «Ручеёк».

Пробежать, как ручеёк — бег на носках друг за другом и проговаривая слова:
«По песочку — динь, динь; по камешкам — буль-буль».

Бежит,                                                    Из ручья напьётся зяблик,

Журчит                                                  Ветер сделает волну.

Ручей                                                     И плывёт по ней кораблик

Ничей.                                                    В неизвестную страну.

Чуть стает снежок

Через поле-лужок.

 

-Дети, а какие вы знаете моря? (ответы детей).

 

Дыхательная гимнастика «На море».

  1. «Какое море большое»

И.п.: основная стойка.

1 — вдох, руки в стороны, вверх, подняться на носках.

2 — выдох, руки вниз, опуститься на всю стопу.

3-4 — то же.

 

  1. «Чайки ловят рыбу в воде».

И.п.: ноги врозь, руки опущены.

1 — вдох, наклон туловища вперёд, руки в стороны.

2 — выдох, вернуться в и.п.

3-4 — то же.

 

  1. «Створки раковины открываются».

И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища.

1 — вдох, живот втянуть.

2 — выдох, сед с прямыми ногами, живот надуть («ш-ш-ш»).

3-4- то же.

 

  1. «Пловцы».

И.п.: ноги врозь, руки опущены.

1 — вдох, поднять левую руку.

2 — выдох, руку опустить вперёд, вниз.

3-4 — то же правой рукой.

 

  1. «Дельфин».

И.п.: ноги врозь, руки согнуты в локтях.

1 — вдох.

2 — выдох, наклон вперёд, правым локтем коснуться левого согнутого колена.

3 — вдох, и.п.

4 — то же левым локтем к правой ноге.

 

Упражнение на дыхание «Игра с песком».

(сидя на полу).

-Представьте, что вы сидите на морском песочке, он прохладный, сыпучий. Наберём песка в руки (вдох). Сильно сожмём в кулачках, удержим в руках (задержка дыхания). Постепенно раскрываем пальчики, высыпаем песок на колени (выдох).

(Повторить 2-3 раза).

 

-А сейчас немного отдохнём, посидим на морском берегу. Я расскажу вам сказку, она называется «Капельки» (см. приложение).

 

(Дети рисуют, лёжа на полу, отражая в своих работах услышанную сказку).

 

III.

Упражнение на расслабление «Шёпот волны».

Дети лежат на ковриках — на морском песочке, расслабившись, с закрытыми глазами.

Я слышу океана шум, прибой волны,

И слышу пены на песке прибрежном.

Волна беседует со мной,

Она мне говорит:

«Расслабься, успокойся, отдохни,

Послушай шум прибоя ровный.

Пусть голову оставят мысли,

Пусть шея, грудь и руки отдохнут.

Вдохни ты чистый воздух океана,

Расслабь всё тело, ноги…

Слушай …

Тепло и свет вливаются в тебя,

Уносят огорчения, болезни.

Свет чистый, белый

Чистит тело, душу,

Даёт любовь и веру в торжество добра.

Послушай тишину: она молчит.

Впусти ты тишину в себя.

Покой… (фоном звучат звуки морского прибоя)

 

Дети прощаются со стихией Воды, возвращаются назад на лёгком облачке.

 

Занятие № 9.

Итоговое.

 

Тема: «Четыре стихии природы».

Программное содержание: закрепить представления детей о 4-х стихиях природы; учить детей согласовывать свои действия с действиями других и в соответствии с указаниями педагога; учить слушать музыку и действовать в соответствии с ней; продолжать учить детей двигательной импровизации, развивать мимику и пантомимику; воспитывать у детей дружеские чувства, чуткое отношение друг к другу, учить любить и понимать природу; способствовать формированию правильной осанки и навыков правильного дыхания, учить снятию зрительного напряжения; закреплять умение расслабляться, снимать усталость и мышечное напряжение.

 Ход.

 

I.

Под лёгкую музыку в зал входят дети, садятся в круг по-турецки.

Звучит сигнал, появляется Мать-Природа — педагог.

 

Природа: А вот и я, Мать-Природа Магна, и очень рада встрече с вами. Мне приятно видеть, что вы стали здоровее, сильнее, умнее, взрослее. Я очень надеюсь, что это так. А, ну-ка, поведите своими носиками, понюхайте. Чувствуете запах нового, интересного путешествия? Именно так пахнут 4 стихии природы. Догадайтесь, какие? (вода, воздух, земля, огонь). Они научат вас фантазировать, танцевать, правильно дышать и расслабляться. А если вы устанете, то нажмите кнопку на своём животике и тогда к вам придёт волшебный сон, чтобы вы могли отдохнуть и расслабиться.

Итак, все встали. А перед дальней дорогой передайте друг другу в ладошки вместе с теплом своей души добрые пожелания (передают пожелания: здоровья, силы, ловкости, смекалки и т.д.). Теперь мы с хорошим настроением и зарядом бодрости отправляемся в долгое путешествие. В путь!

 

II.

Дети берутся за руки, цепочкой медленно двигаются по кругу.

 

Путешествие к Земле.

Звучит фонограмма птичьих голосов.

Появляется Земля (воспитатель).

 

Природа: Здравствуй, Земля родная!

Земля: Здравствуйте, братья и сёстры мои младшие! Будьте гостями на моей чудесной поляне!

Природа: Расскажи нам, милая Земля, о своих богатствах. Что ты имеешь, и что ты умеешь?

Земля: А имею я в своём хозяйстве горы и равнины, деревья разные, зверей, птиц, рыб, насекомых и многих других животных.

 

Дети встают к коврикам расположенным по кругу, выполняют упражнения хатка-йоги:

 

«Сосна» (поза дерева).                     Руки вверх, спина прямая, подбородок приподнят,

дыхание спокойное.

 

«Ель».                                                То же. Медленные повороты вправо-влево.

 

«Дуб».                                                Руки в стороны, ладони вверх.

 

«Ива».                                                Руки в стороны, ладони вниз.

 

«Равнины и горы» (поза горы).      Руки вверх, ладони соприкасаются.

 

«Аист».                                              Стоя на одной ноге, руки в стороны.

 

«Лебедь».                                          Стоя на коленях, сесть на пятки, руки за спиной в

замок. Выдох — наклон вперёд, лбом коснуться

пола, руки поднять вверх. Выдох — и.п.

 

«Кошка» (поза кошки ласковой      Стоя на коленях, голову поднять, спину прогнуть.

и сердитой).                                      Голову опустить, спину выгнуть вверх.

 

«Верблюд».                                     Стоя на коленях, руки опущены. Выдох-прогнуться

назад, опираясь руками на пятки, вдох — и.п.

 

«Змея».                                              Лёжа на животе, руки согнуты в локтях на уровне

груди, пальцы ног упираются в пол. Вдох-поднять

верхнюю часть туловища, выдох-опуститься.

 

«Кузнечик» (поза полукузнечика).  Лёжа на животе, руки вдоль туловища. Упираясь

руками в пол поднять одну ногу-вдох, выдох-и.п.,

то же другой ногой.

 

«Рыба».                                               Стоя на коленях, сесть на пол между пятками,

лечь на спину.

 

«Крокодил» (поза отдыхающего      Лёжа на коврике, расслабиться.

крокодила).

(подробное описание поз см. в картотеке).

 

Земля: Полежите спокойно, расслабьтесь на несколько секунд, пока не пройдёт напряжение. Дышите спокойно. А теперь встаньте, улыбнитесь. Вы хорошо отдохнули, пора в путь! Счастливого вам пути! Растите здоровыми, крепкими!

 

Звучит музыка, дети идут дальше.

 

Путешествие к Воздуху.

 

Природа: А теперь наш путь лежит к моему старшему сыну — Воздуху. Он всегда заботится о Земле, Воде, Огне (слышится дуновение ветра). Без него мы не сможем прожить даже несколько минут. Чувствуете, что идти стало трудней? Это Воздух начал двигаться в своём танце. Ощущаете его дыхание? Это ветер.

 

(дети идут, согнувшись вперёд, прикрывая лицо руками).

 

-Махнёт ветер одним рукавом — и нас обласкает тёплый, южный ветер (идут прямо, раскинув руки в стороны), махнёт другим — и мы скорее запахнём пальто от холодного северного ветра (обхватить плечи руками, съёжиться).

 

-Кружится ветер в своём танце — дуют ветра на все четыре стороны (дети кружатся в разных направлениях).

 

-Но если ветер рассердится — танец его становится опасным, он может много бед натворить.

 

Дети становятся в круг. Появляется Воздух (воспитатель).

 

Природа: Здравствуй, Воздух! Поклон тебе низкий!

Воздух: Воз-дух! Воз-дух! Воз-дух! Послушайтесь, как легко я зовусь, словно везде дух летает. Где я — там жизнь. Я лёгок и прозрачен, я быстр и люблю танцевать. Танец отражает моё настроение. Я приглашаю и вас на танец.

 

Подул ласковый, тёплый, южный ветер.               Вдох-выдох-ф-ф-ф.

Подставьте лицо ветру. Пусть он погладит          Вдох-выдох-х-х-х.

его нежным дуновением. Танец южного               Вдох-выдох-с-с-с.

ветра лёгок и приятен.                                             Дети вытягивают шею,

поднимают подбородок, руки

плавно поднимаются вверх-вниз,

губы имитируют дуновение ветра.

Двигаются по кругу с флюгерами.

Подул холодный северный ветер.                          Надувают щёки, выдох на звук «ш»,

Он пронизывает нас насквозь.                                Дети обхватывают плечи, качаются

Танец северного ветра быстр и стремителен,        из стороны в сторону, стоя в кругу.

порывист.

Налетел штормовой ветер.                                   Надуть щёки, резкий выдох — ш-ш-ш.

 

Разбушевалось море. Морские волны                Руки имитируют движения морской

Поднимаются всё выше и выше, бьются о         волны, поднимаются и быстро

Борт корабля, раскачивая его.                             опускаются,  дети поднимают руки

перед собой и быстро отводят вправо

и влево.

 

Поднялся ураганный ветер.                                 Сильный выдох — у-у-у.

 

Ветер гнёт стволы деревьев, вырывает              Руки вверх, раскачивая их вправо и

их с корнями, бросает на землю.                        Влево. Наклоны корпуса тела вперёд

и назад. Кружение на месте.

Опуститься на колени, лечь на бок.

 

Воздух: До тех пор шалю,

Пока сил хватает.

И, устав, на облаках

Тихо отдыхаю.

(Воздух притворяется спящим).

 

Природа: Уснул ветер, тихо посвистывает во сне — с-с-с.

 

Упражнение на расслабление (лёжа на боку).

Природа: Успокойтесь и вы, ребята, ложитесь спокойно, погружайтесь в дремоту, как в тёплую ванну. Пусть уйдут посторонние мысли. Вдох-выдох. Приятный ветерок овевает тело и расслабляет мышцы. Расслабляются мышцы лица. Руки полностью расслаблены, вы не ощущаете их. Расслаблены мышцы ног, вы их не чувствуете. Расслабляются мышцы живота и спины. Вы чувствуете слабость и лёгкость во всём теле. Дыхание лёгкое, свободное. Восстанавливаются ваши силы, организм наливается здоровьем.

(повернулись на спину, руки вверх, потянулись, сели, улыбнулись).

Отдохнувшие, с хорошим настроением мы идём дальше. Нас ждёт водная стихия.

 

Звучит музыка, дети идут дальше.

 

Путешествие к Воде.

 

Природа: Чувствуете, как тёплые потоки воды обволакивают ваши ноги, идти становится труднее, толщи воды расходятся перед нами и смыкаются за нашими спинами.

(Ходьба с высоким подниманием коленей с движениями рук — «брасс»).

 

Дети выстраиваются в круг.

 

Выходит Вода (воспитатель).

 

Вода: Что за чумазые лица?

Где так смогли запылиться?

Я — живая вода,

Смою грязь без труда.

 

Этюд «Живая вода».

Возьмите в пригоршни живой воды.               Руки сложить лодочкой, наклониться,

набрать воды в ладони, выпрямиться.

 

Вода чистая, прозрачная.                                  Поднести ладони к лицу, слегка

Посмотритесь в неё, улыбнитесь                      наклонить голову вправо-влево,

светло и радостно.                                              улыбнуться.

 

А теперь умойте лицо живой водой.                Поднести ладони к лицу, не касаясь

его, провести по лицу сверху вниз.

 

Руки стали мокрыми. Стряхнём                       Потряхивания кистями рук, руки на

капельки воды с рук.                                         уровне пояса.

 

Вода: А теперь пусть пойдёт дождь. Пусть дождевые капли смоют ваше плохое настроение, усталость с ваших лиц, тяжесть с ваших ног, вольют в вас свежие силы, бодрость, здоровье (подставляют руки дождю). Побегайте по тёплым лужицам, понаблюдайте, как искрятся на ладошках маленькие капельки живой воды (топают по лужам, ловят капельки на одну ладошку, на другую, на две вместе, рассматривают их).

 

Танец дождя (под музыку) — кружения на месте и в движении.

 

Путешествие к Огню.

 

Природа: Ну, вот и закончился дождь. Всем надо обсохнуть. В этом нам поможет мой младший сын — Огонь. А доберёмся мы до него на тучках. Это подарок вам от живой Воды. Тучки мягкие, теплые, как подушки. А если им сказать волшебные слова «тучка-тучка-ай-ай», то они могут превратиться в интересных животных и птиц. В каких, как вы думаете? (ответы детей). Садитесь скорее верхом, управляйте своими облачками как кучера лошадками. Торопитесь, как только закончится волшебная музыка, тучки растают.

 

(Дети под музыку двигаются по кругу как лошадки, бабочки, кошки, жирафы, пингвины; садятся на скамейки).

 

 

 

Упражнение на расслабление в позе «кучера».

-Укачало наших ребят, уснули кучера. Закройте глаза, успокойте дыхание и постарайтесь расслабиться, оставайтесь в такой позе, пока вам приятно.

-А теперь потянитесь, разотрите ладони до появления тепла, умойте лицо и шею тёплыми ладошками, улыбнитесь себе и скажите: «Я хорошо отдохнул(а). Я чувствую себя прекрасно». Посмотрите вниз, там едва заметно колышется пламя огня (в центре зала зажжена свеча). Оно приглашает нас в гости погреться и обсушиться (дети садятся вокруг огня).

-На огонь можно смотреть бесконечно. Он всегда был помощником и другом человека. На огне готовили еду, спасались от холода. Люди издавна почитали огонь, считали его священным. Огонь свечи своим теплом и светом снимает болезни, усталость. Если вы устали, у вас плохое настроение — зажгите свечу, посидите, посмотрите на её пламя, и силы вновь вернутся к вам. Сейчас огонь свечи полечит наши глаза.

 

Гимнастика для глаз.

  1. Посмотреть на огонь, крепко зажмурить глаза — 4 раза.
  2. Смотреть на пламя и быстро моргать — 5 раз.
  3. Посмотреть на пламя и на соседа напротив себя — 5 раз.

 

Природа: Посмотрите на огонь и опишите его.

 

Появляется Огонь (воспитатель).

Огонь: Я — Огонь, владыка тепла и света, я сильный, красивый, могучий. Я могу быть ласковым и согревающим, но могу становиться злым и жестоким. Я приглашаю вас закружиться в огненном танце.

 

Этюд «Огонь» (под музыку).

-Давайте превратимся в свечки, наши руки будут изображать пламя.

 

Огонь только что родился.                     Дети садятся на корточки, опускают голову

Он ещё слабый, неуверенный.               на колени, ладошки соединены перед грудью.

 

Огонь растёт, набирает силу.                Медленно подниматься, руки двигаются из

Стороны в сторону, поднимаются над головой.

 

Его языки колышутся из стороны        С поднятыми над головой руками наклоны

в сторону, начиная свой огненный       корпуса вправо-влево. Разъединяют ладони.

танец.

 

Языки пламени то поднимаются           Приподнимаются на носки, садятся на

выше, то опускаются ниже.                   корточки. Берут в руки ленточки.

 

А теперь огонь разбушевался.               Изобразить мимикой.

Стал злым, безжалостным.                     Резко поднимают руки вверх, опускают вниз.

Поочерёдные махи руками вверх-вниз,

круговые вращения руками на уровне пояса

с приседаниями, круговые вращения над

головой с приседаниями. Выпады вправо и

влево. Махи прямыми руками.

 

Огонь утихает.                                           Останавливаются.

 

Природа: Успокоился огонь, надо отдохнуть и всем нам. Ложитесь на коврики на спину, расслабьтесь, нажмите на волшебные кнопки на животиках, закройте глаза. К нам идёт волшебный сон. А о том, что вы увидите во сне, каким вам представится огонь, потом всем нам расскажете.

(звучит медленная тихая музыка).

 

Природа: А теперь открыли глаза, подняли руки над головой, потянулись. Просыпайтесь, мои дорогие путешественники! Сели по-турецки. Что же вы увидели во сне? Каким вам представился огонь?

(рассказы детей).

Домашнее задание — нарисовать свой сон — огонь.

 

Природа: Сегодня мы с вами побывали в гостях у 4-х стихий природы.

Подарил нам Воздух  ветер ласковый и нежный, чтобы сон наш был спокоен.

Земля подарила нам красоту здорового тела.

Вода влила нам бодрость и силы.

Огонь — свет и тепло в ваши сердца.

И пусть каждый из вас сохранит эти подарки в своём сердце, не растеряет их, а приумножит. А мы подарим четырём стихиям свою песенку — настроение. Закройте глаза. Какой цвет вам сейчас видится? Выберите цветные полоски в соответствии со своим настроением и выложите на стол. Каждому цвету  у нас соответствует нотка, проиграем песенку из этих нот, это и будет нашим подарком всем 4 стихиям природы.

(музыкальный руководитель по выбранным нотам наигрывает мелодию песенки — настроения).

А теперь настала пора прощаться. До свидания, ребята! До новых встреч.

(дети под музыку выходят из зала).