Психодиагностика

Результаты диагностики

Итоговый аналитический отчет результатов диагностики психологического развития дошкольников на педсовет № 4 30 мая 2017 год

Психодиагностика дошкольников

СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «ДВА ДОМИКА»

(по Т.Д. Марцинковской)

Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам.

Оборудование: Лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Ход исследования:

В процессе исследования педагог-­психолог индивидуально беседует с каждым из детей, а воспитатель решает вопросы дисциплины, то есть “присматривает” за ребятами, которые либо уже выполнили задания методики и освободились, либо ждут свой очереди.

Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Если воспитательная группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек – до 5 выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит настаивать на принятии им решения.

Обработка и интерпретация результатов:

Ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу), в которой фамилии ребят расположены по алфавиту. Таким образом, каждому воспитаннику присваивается порядковый номер, который должен быть одним и тем же при проведении других вариантов социометрического исследования

( Образец бланка социоматрицы прилагается.) 

Условные обозначения для социоматрицы:

+ – положительный выбор (ответ на первый вопрос)

­ – отрицательный выбор (ответ на второй вопрос)

Определение социометрического статуса.

Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).

     Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (ССПВ), которая является своеобразным ориентиром распределения мест в иерархии коллектива:

           ССПВ = общая сумма положительных выборов

                                                количество детей в группе

Выделяют следующие типы социометрического статуса:

“Популярные” (“звезды”) – дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов.

“Предпочитаемые” – дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя “звезды”).

“Пренебрегаемые” или «оттесненные»– дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора.

“Изолированные” – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками).

“Отвергаемые” – дети, получившие только отрицательные выборы.Не всякая группа имеет четкую структуру межличностных отношений, в которой ярко выражены как “звезды”, так и “отверженные”. Иногда дети получают примерно равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания и формирования межличностных отношений в детском коллективе. Лидерство же – это процесс реального главенствования одного над другим, показатель действительного влияния того или иного члена группы на сверстников. Поэтому неудивительно, что лидером и “звездой” могут быть разные дети: ведь для завоевания положения “звезды” и положения лидера нужны различные качества личности. Например, лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать у “звезды”.( Образец таблицы прилагается.)Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы

Для получения наглядной информации о соотношении в группе различных социометрических статусов, можно составить таблицу.

Нередко понятие социометрической “звезды” смешивается с понятием лидера. Это неверно, так как здесь не учитывается, что “звездность” – показатель эмоциональной притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. Ребенок может стать социометрической “звездой”, потому что красивый или дает конфеты, а не в силу личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.).

  • Высокий уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией.
  • Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и трех последних группах число лиц примерно одинаково.
  • Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом (“пренебрегаемые”, “изолированные” и “отвергаемые”). При анализе данных социометрии важным результатом является взаимность выборов детей, на основе которых высчитывается коэффициент сплоченности группы:Высокий коэффициент сплоченности может свидетельствовать о том, что в воспитательной группе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими хорошо осознаются. Но эта величина ничего не говорит о том, на какой основе возникла взаимность. Коэффициент сплоченности, следовательно, может выражать различный характер отношений, существующих в коллективе. Он может быть показателем действительного единства коллектива на базе совместной деятельности, направленной на выполнение общественно полезных дел (уход за животными и растениями, уборка территории, помощь воспитателю в сервировке стола). Но с другой стороны, высокий коэффициент взаимности может свидетельствовать и о фактической разобщенности группы на отдельные пары, микрогруппы, об отсутствии в группе выработанного общественного мнения, о круговой поруке и т. д. Отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями могут скрываться противоположные взаимоотношения. Поэтому важно уяснить, что собой представляет структура группы, из каких “союзов” она состоит. 
  • На основе социоматрицы возможно построение социо­граммы, которая делает возможным наглядное представ­ление социометрии в виде схемы-«мишени», что является существенным дополнением к табличному подходу
  • .Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.
  • I)   Внутренний круг — это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.
  • I) Второй круг-зона предпочитаемых, в которую вхо­дят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
  • III) Третий круг — зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя. 
  • IV)Четвертый круг — зона изолированных — это те, которые не получили ни одного очка.
  • Социограмма наглядно представляет наличие груп­пировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встреча­ются положительные группировки из 2-3 членов, реже из 4 и более членов.
  • Показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6 – 0,7 Помогайте ребенку определить сферу его интересов. Действуя в той области, которая ему хорошо знакома, ребенок приобретает уверенность, а это основа лидерства!
 

Психодиагностика педагогов

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕГРАЛЬНЫХ ФОРМ  КОММУНИКАТИВНОЙ АГРЕСИВНОСТИ
(В. В. Бойко)

Цель. Определение помимо тонких форм проявлений агрессивности и потребность в ней, степень агрессивного заражения, и способ­ность к торможению, и способы переключения агрессивности.

Инструкция. В бланке для ответов рядом с номером суждения проставьте свои ответы «да» или «нет».

Опросник

  1. Временами я неожиданно «взрываюсь» злостью, гневом.
  2. Если я вижу, что мое раздражение или злость передается другим, то обычно тут же беру себя в руки.
  3. Чтобы избавляться от накопившейся злости, я придумал себе особый ритуал: периоди­чески колочу подушку, боксирую в стенку, бегаю вокруг дома и т. п. На работе обычно сдерживаюсь, а дома бываю невыдержанным. Иногда я понимаю, что вызываю у кого-либо злость, раздражение, но мне трудно изме­нить свое поведение или я не хочу этого делать.
  4. Если мне хамят, я, как правило, сдерживаюсь от резкости.
  5. Иногда я честно признаюсь себе: я плохой человек.
  6. Стоит мне разозлиться, как я добиваюсь своего от окружающих.
  7. Нередко я оказываюсь вовлеченным в какую-нибудь противоборствующую группировку.
  8. Время от времени меня словно тянет поругаться с кем-нибудь.
  9. Я часто расплачиваюсь за свою резкость или грубость.
  10. Часто какой-нибудь пустяк выводит меня из себя.
  11. Разозлившись, я могу ударить кого-либо (ребенка, партнера и т. п.).
  12. Чувствуя прилив злости, я могу разрядиться на неодушевленных предметах (бью кулаком о стол, что-нибудь ломаю, бью посуду).
  13. Я позволяю себе злость или гнев там, где меня никто не знает.
  14. Я думаю, что мой характер — не подарок.
  15. Если кто-нибудь из коллег плохо отзовется обо мне, я выскажу ему все, что думаю о нем.
  16. Бывают минуты, когда я ненавижу или презираю себя.
  17. Чтобы заставить себя сделать что-либо трудное или сложное, мне иногда надо себя хорошенько разозлить.
  18. Бывало так, что я оказывался членом нехорошей компании (группировки).
  19. Обычно, когда я поругаюсь с кем-нибудь, мне становится легче.
  20. Некоторые люди обижены на меня за мою резкость или злобу.
  21. Когда я очень устаю, то легко могу разозлиться, выйти из себя.
  22. Моя злость обычно быстро проходит, если тот, кто ее вызвал, извиняется или признает свою неправоту.
  23. Мне удается гасить раздражение и прочие напряженные состояния в активном отдыхе в спорте, туризме, культурных мероприятиях.
  24. Бывает, что я выясняю отношения с продавцом или клерком на повышенных тонах.
  25. У меня острый язык — палец мне в рот не клади.
  26. Я обычно легко «завожусь», когда сталкиваюсь с грубостью, агрессивностью или злостью окружающих.
  27. Многое из того плохого, что случилось со мной в жизни, я наверняка заслужил.
  28. Злость чаще всего помогает мне в жизни.
  29. Я часто ругаюсь в очередях.
  30. Иногда мне говорят, что я злюсь, но я этого не замечаю.
  31. Переживание злости или гнева явно вредит моему здоровью.
  32. Иногда я начинаю злиться ни с того ни с сего.
  33. Если я разозлюсь, то чаще всего отхожу почти мгновенно.
  34. Чтобы успокоить нервную систему, я часто специально начинаю заниматься каким-либо делом (чтение, телевизор, хозяйственные заботы, профессиональная работа).
  35. В транспорте или магазине я бываю более агрессивен, чем на работе.
  36. Я человек резкий или очень категоричный.
  37. Если кто-либо будет зло шутить по моему адресу, я скорее всего поставлю его на место.
  38. Я часто злюсь на себя по какому-либо поводу.
  39. В общении дома я часто специально придаю своему лицу суровое выражение.
  40. Если бы понадобилось пойти на баррикады, я бы пошел.
  41. Обычно моя злость дает мне импульс активности.
  42. Бывает, я по нескольку дней переживаю, последствия того, что не смог сдержаться от злости.
  43. Бывают моменты, когда мне кажется, что я всех ненавижу.
  44. Когда я чувствую прилив злобы или агрессии, то часто ухожу куда-нибудь, чтобы никого не видеть и не слышать.
  45. Я часто успокаиваю себя тем, что срываю зло на вещах обидчика.
  46. Иногда в транспортной толчее или в очереди я бываю столь агрессивен, что потом переживаю неловкость за себя.
  47. Я часто бываю несговорчивым, упрямым, непослушным.
  48. Я легко лажу с людьми, которые провоцируют грубость или злость.
  49. Если Бог когда-нибудь накажет меня за мои грехи, то это будет заслуженно.
  50. Чтобы повлиять на окружающих, я часто лишь изображаю гнев или злость, но глубоко не переживаю, не испытываю этих состояний.
  51. Я бы принял участие в стихийном митинге протеста, чтобы отстаивать вместе со всеми свои насущные интересы.
  52. После вспышки раздражения, злобы я обычно хорошо чувствую себя некоторое время.
  53. Моя раздражительность отрицательным образом сказывалась на отношениях с близки­ми или друзьями. Обработка данныхОпросник позволяет вывести «индекс агрессии» с помощью суммирования и с учетом 11 параметров, каждый из ко­торых оценивается отдельно в интервале от нуля до 5 баллов. За каждый ответ, соответствую­щий ключу, начисляется один балл; чем выше оценка, тем больше проявляется измеряемый показатель агрессивности.
    1. Спонтанность агрессии: +1, +12, +23, +34, +45;
    2. Неспособность тормозить агрессию: -2, +13, -24, -35, -46;
    3. Неумение переключать агрессию на деятельность или неодушевленные объекты: -3, -14, -25, -36, -47;
    4. Анонимная агрессия: +4, +15, +26, +37, +48;
    5. Провокация агрессии у окружающих: +5, +16, +27, +38, +49;
    6. Склонность к отраженной агрессии: -6, +17, +28, +39, -50;
    7. Аутоагрессия: +7, +18, +29, +40, +51;
    8. Ритуализация агрессии: +8, +19, +30, +41, +52;
    9. Склонность заражаться агрессией толпы: +9, +20, +31, +42, +53;
    10. Удовольствие от агрессии: +10, +21, +32, +43, +54;
    11. Расплата за агрессию: +11, +22, +33, +44, +55.

    Интерпретация данных

    Отсутствие или очень низкий уровень агрессии (0 – 8 баллов) обычно свидетельству­ет о неискренности ответов респондента, о его стремлении соответствовать социальной нор­ме. Такие показатели встречаются у людей со сниженной самокритичностью и завышенными притязаниями.

    Невысокий уровень агрессии (9 – 20 баллов) отмечается у большинства опрашиваемых. Он обычно бывает обусловлен спонтанной агрессией и сопряжен с неумением переключать агрес­сию на деятельность и неодушевленные объекты (в этом, возможно, нет необходимости).

    Средний уровень агрессии (21 – 30 баллов) обычно выражается в спонтанности, некото­рой анонимности и слабой способности к торможению.

    Повышенный уровень агрессии (31 – 40 баллов). К атрибутам, характерным для ее среднего уровня, обычно добавляются показатели расплаты, провокации.

    Очень высокий уровень агрессии (41 и более баллов) связан с получением удовольствия от агрессии, перенятием агрессии толпы, провоцированием агрессии у окружающих.

    Моя раздражительность отрицательным образом сказывалась на отношениях с близки­ми или друзьями.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТИ

Цель. Данная методика позволяет выявить основные стратегии поведения в по­тенциальной зоне конфликта — межличностных спорах и косвенно определить уровень конф­ликтоустойчивости личности.

Инструкция. Внимательно прочитайте и оцените каждое из десяти полярных суждений, указанных в бланке, которые в большей мере свойственны вашему поведению. Для этого сначала определите, какое из двух крайних суждений подходит вам, а затем оцените его по 5-балльной системе. Помните, что промежуточная графа 3 означает равнозначное присутствие обоих качеств. Крайние же значения 4-5 и 1-2 характеризуют либо уклонение от споров, либо непринужденное участие в разрешении спорных моментов.

Бланк ответов

1. Уклоняюсь от спора 5 4 3 2 1 Рвусь в спор
2. Отношусь к конкуренту без предвзятости 5 4 3 2 1 Подозрителен
3. Имею адекватную самооценку 5 4 3 2 1 Имею завышенную самооценку
4. Прислушиваюсь к мнению других 5 4 3 2 1 Не принимаю иных мнений
5. Не поддаюсь провокации, не завожусь 5 4 3 2 1 Легко завожусь
6. Уступаю в споре, иду на компромисс 5 4 3 2 1 Не уступаю в споре: победа или поражение
7. Если взрываюсь, то потом ощущаю чувство вины 5 4 3 2 1 Если взрываюсь, то считаю, что без этого нельзя.
8. Выдерживаю корректный тон в споре, тактичность 5 4 3 2 1 Допускаю тон, не терпящий возражений, бес­тактность
9. Считаю, что в споре не надо демонстри­ровать свои эмоции 5 4 3 2 1 Считаю, что в споре нужно проявить сильный характер
10. Считаю, что спор — крайняя форма раз­решения конфликта 5 4 3 2 1 Считаю, что спор необходим для разрешения конфликта

 

Обработка и интерпретация данных

Оцените по пятибалльной системе, насколько у вас проявляется каждое из приведенных слева свойств. Подсчитайте общую сумму баллов.

Начертите свой профиль поведения в спорных ситуациях.

Проанализируйте причины полярных стратегий поведения с целью внесения необходи­мых корректив.

40-50 баллов — высокий уровень конфликтоустойчивости.

30-40 баллов — средний уровень конфликтоустойчивости, свидетельствующий об ориен­тации личности на компромисс, стремлении избегать конфликта.

20-30 баллов — низкий уровень конфликтоустойчивости, свидетельствующий о выражен­ной конфликтности,

1-19 баллов — очень низкий уровень конфликтоустойчивости. Данный уровень свойствен конфликтным людям.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМПАТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
(по В.В. Бойко)

Цель: измерение уровня проявления эмпатических особенностей личности.

Ход обследования. Испытуемому предъявляется опросный лист, который он заполняет в соответствии с инструкцией.

Инструкция испытуемому: внимательно прочитайте вопросы, помещенные в опросном листе. Если Вы согласны с содержанием суждения,   напишите   «да» или поставьте рядом с в № вопроса «+»,   если же не согласны — «нет» или « — ». Старайтесь быстро выполнять задание. Помните, что правильных или неправильных ответов в данном задании нет.

  1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности.
  2. Если окружающие   проявляют   признаки   нервозности, я обычно остаюсь спокойным
  3. Я больше верю доводам своего рассудка, чем интуиции.
  4. Я считаю вполне уместным для себя интересоваться домашними проблемами сослуживцев (однокурсников).
  5. Я могу легко войти в доверие к человеку, если потребуется.
  6. Обычно я с первой же встречи угадываю «родственную душу» в новом человеке.
  7. Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, paботе, политике со случайными попутчиками в поезде, самолете.
  8. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены.
  9. Моя интуиция — более надежное средство понимания окружающих, чем знания или опыт.
  10. Проявлять   любопытство   к   внутреннему   миру другой личности — бестактно.
  11. Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая этого.
  12. Я легко могу представить себя каким-либо животным, ощутить его повадки и состояния.
  13. Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне непосредственное отношение.
  14. Я редко принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей.
  15. Обычно за несколько дней я чувствую: что-то должно случиться с близким мне человеком, и ожидания оправдываются.
  16. В общении с деловыми партнерами я обычно стараюсь избегать разговоров о личном.
  17. Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнимании к ним.
  18. Мне легко удается копировать интонацию, мимику людей, подражая им.
  19. Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров
  20. Чужой смех обычно «заражает» меня
  21. Часто действуя наугад, я тем не менее нахожу правильный подход к человеку
  22. Плакать от счастья глупо
  23. Я способен полностью слиться с любимым человеком, как бы растворившись в нем
  24. Мне редко встречались люди, которых я понимал бы без лишних слов
  25. Я невольно или из любопытства   часто подслушиваю разговоры посторонних людей
  26. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.
  27. Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его, «разложив по полочкам»
  28. Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, которые случаются у кого-либо из членов семьи
  29. Мне было бы трудно задушевно, доверительно беседовать с настороженным, замкнутым человеком
  30. У меня творческая натура — поэтическая, художественная, артистичная
  31. Я без особого любопытства выслушиваю исповеди новых знакомых
  32. Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека
  33. Мое мышление больше отличается конкретностью, стро­гостью, последовательностью, чем интуицией.
  34. Когда друзья начинают говорить о своих неприятностях, предпочитаю перевести разговор на другую тему.
  35. Если я вижу, что у кого-то из близких плохо на душе обычно воздерживаюсь от расспросов.
  36. Мне трудно понять, почему пустяки могут так сильно огорчать людей.Обработка результатов
  37. В соответствии с приведенным ключом подсчитывается число значимых ответов по каждой шкале, а затем все баллы по всем шкалам суммируются.

Ключ к методике

  1. Рациональный канал эмпатии: 1-да, 7-да, 13-нет, 19– да, 25-да, 31-нет.
  2. Эмоциональный канал эмпатии: 2-нет, 8-да, 14-нет, 20-да, 26-нет, 32-да.
  3. Интуитивный канал эмпатии: 3-нет, 9-да, 15-да, 21 –да,27-да, 33-нет.
  4. Установки, способствующие эмпатии:4-да,10-нет,16-нет, 22-нет,28-нет,34-нет.
  5. Проникающая способность в эмпатии:5-да, 11-нет,17-нет, 23-да, 29-нет, 35-нет.
  6. Идентификация в эмпатии: 6-да, 12-да, 18-да, 24-нет,30-да, 36-нет.

Интерпретация результатов

Анализируются показатели отдельных шкал и общая   суммарная   оценка   уровня  эмпатии. Оценки по каждой шкале могут варьироваться от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии.

Рациональный   канал   эмпатии   характеризует   направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность любого другого человека — на его состояние, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий каналы эмоционального и интуитивного отражения партнера. В рациональном компоненте эмпатии не следует искать логику или мотивацию интереса к другому. Партнер привлекает внимание своей бытийностью,   что позволяет эмпатирующему непредвзято выявлять его сущность.

Эмоциональный канал эмпатии — фиксируется способность эмпатирующего   входить   в   эмоциональный   резонанс   с   окружающими, т.е. сопереживать,   соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость     в     данном     случае     становится     средством «вхождения» в энергетическое поле партнера. Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать на него возможно только в том случае, если произошла энергетическая подстройка к эмпатируемому. Соучастие и сопе­реживание выполняют роль связующего звена, проводника от эмпатирующего к эмпатируемому и обратно.

Интуитивный канал эмпатии — балльная оценка свиде­тельствует о способности респондента видеть поведение партне­ров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются, и обобщаются различные сведения о партнерах, при этом следует помнить, что интуиция менее за­висит от оценочных стереотипов, чем осмысленное восприятие партнеров.

Установки, способствующие или препятствующие эмпатии, облегчают или затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эффективность эмпатии может снижаться, если человек стара­ется избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убеждает или убедил себя спо­койно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умонастроения резко ограничивают диапазон эмоцио­нальной отзывчивости и эмпатического восприятия. В то же время различные каналы эмпатии действуют активнее и на­дежнее, если нет препятствий со стороны установок личности.

Проникающая способность в эмпатии — важное коммуни­кативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Каждый из нас своим поведением и отношением к партнеру способствует ин­формационно-энергетическому обмену или препятствует ему. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера на­пряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.

Идентификация — еще одно непременное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации — способность к подражанию, легкость, подвижность и гибкость эмоций.

Шкальные оценки, как считает В. В. Бойко, выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя — уровня эмпатии. Суммарный показатель (уровень эмпатии) может изменяться в пределах от 0 до 36 баллов. По предвари­тельным данным, полученным В. В. Бойко, оценка может быть следующей:

Очень высокий уровень – 30 баллов и выше.

Средний уровень             — от 22 до 29 баллов

Заниженный уровень     — от 15 до 21 балла

Очень низкий уровень   — менее 14 баллов.

ДИАГНОСТИКА СУБЪЕКТИВНОГО ОТРАЖЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ  ОТНОШЕНИЙ
КАРТА – АНКЕТА

Цель: выявление субъективной оценки психологического климата в группе.

Инструкция: Вам будет предложена анкета. По левую сторону в ней будут даны положительные оценки настроения в Вашем коллективе. Если Вы согласны с такой оценкой, то обведите (обозначьте рядом с цифрой утверждения) одну из трех цифр слева от 4 (7, 6, 5) в зависимости от степени оценки: 7 – высокая, 6 – средняя, 5 – слабая, следовательно, цифра 7 означает: это происходит всегда. 6 – в большинстве случаев. 5 – достаточно часто.

Если Вы хотите выставить отрицательную оценку, которые даны в колонке справа, то обведите (обозначьте) одну из них справа от 4, т.е. 3 – достаточно часто, 2 – в большинстве случаев, 1 – всегда.

Если Вы не согласны ни с положительными, ни с отрицательными суждениями, то обведите 4. Это обозначает, что Вам трудно согласиться с левым или с правым утверждением. Таким образом, у Вас на все вопросы анкеты должно быть лишь 14 оценок.

 

1. В группе преобладает жизнерадостное настроение 7 6 5 4 3 2 1 1. Преобладает пессимистический тон.
2. Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии. 7 6 5 4 3 2 1 2. Конфликты, агрессивность, антипатия.
3. Между группировками – взаимопонимание, расположение. 7 6 5 4 3 2 1 3. Группировки внутри коллектива конфликтуют между собой.
4. Ребятам нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время. 7 6 5 4 3 2 1 4. Ребята сторонятся участвовать в совместных делах, не контактны.
5. Успехи и неудачи членов группы вызывают активное соучастие других. 7 6 5 4 3 2 1 5. Ребята равнодушны к судьбе одноклассника.

 

6.Взаимоотношения отличаются поддержкой, критика доброжелательная, замечания высказываются с добрыми намерениями. 7 6 5 4 3 2 1 6. Ребята злорадствуют неудачам другого, критика в виде явных и скрытых выпадов.
7. Ребята уважают мнение друг друга. 7 6 5 4 3 2 1 7. Ребята нетерпимы к мнению других членов группы.
8. В трудных случаях класс выступает по принципу «один за всех и все за одного». 7 6 5 4 3 2 1 8. В трудных случаях группа «раскисает», становится растерянной.
9. Успехи и неудачи группы каждый переживает как собственные. 7 6 5 4 3 2 1 9.Успехи и неудачи группы не находят отклика у каждого члена
10. Новичкам группа помогает освоиться. 7 6 5 4 3 2 1 10. К новичкам нередко проявляется враждебность.
11. Группа активна, полна энергии. 7 6 5 4 3 2 1 11. Группа пассивна, инертна.
12. Группа быстро откликается, если нужно сделать полезное дело. 7 6 5 4 3 2 1 12. Группу невозможно поднять на совместное дело, у каждого свои интересы.
13.В группе справедливое отношение ко всем. 7 6 5 4 3 2 1 13. В группе есть привилегированные и пренебрегаемые.
14. Поощрение всей группы руководителями вызывает чувство гордости у всех. 7 6 5 4 3 2 1 14. К похвалам и поощрениям коллектива все относятся равнодушно.

 

Обработка результатов. Подсчитать сумму и разделить на 14. Если полученные коэффициенты колеблются в следующих пределах:

 

1,0 – 3,5 в группе неблагоприятный психологический климат
3,6 – 5,4 климат неустойчив: настроение колеблется, нет эмоционального единства, коллектив недостаточно развивается
5.5 – 7,0 в группе мажорный психологический климат, с ним будет интересно и радостно работать

 

В результате будет получена субъективная оценка, поэтому для получения более объективной оценки необходимо попросить коллег, работающих с этой группой, заполнить данную анкету.

Можно спустя какое-то время, когда установятся доверительные отношения с ребятами, предложить анкету всей группе.

Психодиагностика родителей

 

 

Проект «С папой я своим дружу, его дружбой дорожу»

Анкета «Роль отца в семье» Уважаемые родители, нам важно знать Ваше мнение по ряду вопросов, касающихся воспитания ребенка в семье. Просим Вас поразмышлять над ними и выразить свою позицию!

1. Какую роль в семье выполняет мужчина? _____________________________________________________________

2. Какие качества прививает отец детям? _____________________________________________________________

3. Какие качества прививает отец дочери? _____________________________________________________________

4. Какие качества прививает отец сыну? _____________________________________________________________

5. Какие условия будут благоприятными для воспитания ребенка в семье? _____________________________________________________________

6. В чем Вы считаете, состоит семейное благополучие? _____________________________________________________________

Нам необходимо знать, кем заполнялась эта анкета? (ПАПОЙ, МАМОЙ, ПАПОЙ+ МАМОЙ) Спасибо за сотрудничество!