«

»

Авг 10

ЧТО ДЛЯ РЕБЕНКА ЕСТЬ ИГРА?

rtgrt

ЧТО ДЛЯ РЕБЕНКА ЕСТЬ ИГРА?

 

 

\

ЧТО ДЛЯ РЕБЕНКА ЕСТЬ ИГРА?

Для любого человека, независимо от возраста кроме физиологических потребностей очень важны и психологические. Так вот игра для ребенка в этом возрасте является главной психологической потребностью. Кроме потребности в игре у него есть потребность в познании, понимании, признании, общении и двигательной активности. И что интересно все эти потребности он может удовлетворить так же в игре. Вот такой парадокс.

Это, прежде всего какое-то интересное дело, где он может совмещать полезное с приятным.

Об игре, о её значении для ребенка дошкольника очень много в свое время писал Сухомлинский. Перечитывая его рассуждения я натолкнулся на его очень хорошую, и в тоже время длинную мысль и попытался акумулировать её в короткую фразу: «Только в игре необходимость для ребенка может стать желанной». Обучение для ребенка это тоже своего рода необходимость, но если оно происходит в игре, то оно становится для него не только желанным, но и природосообразным.

Существует утверждение, что «Обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры». В.А. Сухомлинский тоже провел аналогию игры, но не с воротами, как в этой фразе, а с окном. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

И отвечая на все тот же вопрос скажу, что игра для ребенка – это место, где он получает возможность свободно беспрепятственно самовыражаться, изучать собственные чувства и переживания, исследовать, узнавать что-то новое, выступить в роли лидера, на какое-то время  стать взрослым, волшебником, стать кем угодно, тем самым, реализовать себя, приобретая новый социальный опыт.

Это возможность покорять пространство и время. У нас нет такой возможности, а у него есть.

Игра для ребенка — невидимый воспитатель, потому что в игре воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, принимать помощь от других, развивается чувство ответственности за свои действия, т.е. все необходимые для дальнейшей жизни человека качества. Где как не в игре ребенок может получить опыт общения со сверстниками и важные социальные навыки: поликультурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни.

Это способ разобраться в себе, а именно что я умею, а что пока нет, что у меня получается хорошо, а что плохо.

Кстати – это способ и для воспитателя разобраться в ребенке. Что он умеет, а что пока нет, что у него получается хорошо, а что пока плохо. Главное, чтобы это все привело к стремлению ребенка стать лучше.

Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.

Игра – школа формирования у ребенка важнейших социально-жизненных навыков и умений.

Тот же самый вопрос можно адресовать и к воспитателю: «А что такое игра для воспитателя?»

В первую очередь – это такие искусственно созданные условия, которые позволяют взрослому взаимодействовать с ребенком на его территории и говорить с ним на его языке.

Это средство воздействия на тех детей, у которых проявляются эгоизм или сострадание, агрессивность или замкнутость.

Это средство, которое может помочь привлечь ребенка выполнить даже не очень привлекательное задание.

Это средство формирования произвольности у ребенка, которая предполагает подчинение определённым нормам, законам, правилам (пока игровым) и которая является необходимым условием для формирования у ребенка учебной деятельности.

И если ребёнок в дошкольном детстве не освоит в достаточной степени различные виды игр, он не сможет хорошо и без напряжения учиться.

Дошкольное детство – период первичной социализации личности. В этот период ребёнок делает первые шаги в познании окружающего мира, приобретает опыт для жизни в обществе. Поэтому жизнь старшего дошкольника необходимо максимально насытить различными видами и формами активности, позволяющими ему успешно адаптироваться к школьной жизни.

Получается, что игра это самый эффективный способ учения и развития ребенка-дошкольника.

Точно так же как взрослый человек обязан работать, ребёнку необходимо играть, тем более что ребёнок – «существо играющее». Ребенок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться и все это может делать только в игре.

Один из разработчиков стандарта, директор Института социологии образования РАО Владимир Собкин считает, что для педагога на самом деле не слишком важно, чтобы ученики уже знали печатные буквы, немного считали. Важнее для них чтобы они могли фиксировать внимание, у них была развита правильная речь, произвольное поведение, сформированы нравственные критерии, они были любознательны и любопытны, открыты миру, чувствовали себя защищенными, не боялись нового. Когда все это у ребенка есть, то он готов к школе, его легко и интересно учить.

Посмотрите, он перечислил все то, что у ребенка без принуждения может сформировать игра, именно та деятельность, которая ребенку природосообразна.

Только в этом случае ребенок может подойти к школе с правильной мотивацией – «хочу учиться».

Поэтому игру можно считать спасением не только дошкольного детства.

И ещё один немаловажный момент. Согласно требованиям стандарта основой воспитания дошкольника должно стать его включение в разные виды деятельности, в том числе в игровую, которую далеко не всегда умеют организовывать воспитатели и тем более родители. А ведь очень важно как мы взрослые понимаем игру, игровую деятельность ребенка. Бывает так, что взрослые, усаживая детей на стульчики, наряжаются в какие-то персонажи и разыгрывают перед ними какое-то театральное действие, считая при этом, что их дети играют. Игра – это активное для ребенка действо. Ребята должны играть сами, а взрослый — только направлять их действия, ввести правила, объяснить их, быть арбитром. Это тоже самое, что заставить читающего ребенка слушать ваше чтение, вместо того чтобы он сам открыл эту книгу и сам стал её читать. Игра как деятельность, в первую очередь должна быть свободна от принуждения, подчинения, страха и зависимости от мира взрослых.