Артикуляционная гимнастика.

Smeshariki_Artikul_gimnastika

Артикуляционная гимнастика

Будьте настоящими артистами, проявите фантазию. Даже двухнедельному малышу понравится, если, одевая его на прогулку, вы расскажете, как мычит коровка, как кукарекает петух, как лает собака. Пока переберете всех известных вам животных, завороженный кроха уже одет. Со временем научите его играть язычком и дуть в трубочку (дудочку, свисток и т.д.). «Играть на дудочке» — прекрасное развлечение для 8-9-месячного малыша.

Когда малыш немного подрастет, начните делать специальные игровые упражнения. Выбирайте время, когда он в хорошем настроении. Лучше всего делать их перед зеркалом, хотя можно играть и во время прогулки, обеда (облизать губки, тарелочку, дотянуться до носа языком и т.д.), в очередях в поликлинике, в автобусе, да и вообще где угодно. Много времени и сил для этого не нужно. Чем старше становится ребенок, тем сложнее упражнения. (Рекомендуемое число повторений — 6-8 раз).

Вот некоторые примеры

  • Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно)

  • Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик.

  • Облизать губки по кругу, дотянуться с силой язычком до носика, щек, подбородка (представьте, что вы выпачкались в варенье).

  • Облизать тарелочку, как это делает киска.

  • Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик).

  • Поиграть в слоненка: вытянуть вперед губы трубочкой, «сделать хобот»; «набирать им водичку», слегка причмокивая.

  • Перекатывать орешки: с закрытым ртом кончик языка поочередно с напряжением упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики-«орешки».

  • Поиграть в лошадку: поцокать языком, потом пофыркать (можете при этом играть с игрушечной лошадкой).

  • Сделать заборчик: улыбнуться с напряжением, обнажив зубы. Сделать чашечку: высунуть язык, придать ему форму чашечки.

  • Завернуть язык наверх, словно вы сворачиваете блинчик, прижать его верхними зубами.

  • Почистить зубки язычком (провести язычком по верхним, потом по нижним зубкам).

  • Поиграть в паровозик: погудите, «у-у», губы трубочкой (можете показывать при этом нарисованный или игрушечный паровозик).

  • Показать, как гудит пароход: приоткрыв рот, тянем звук «ы-ы-ы».

  • Покажите ребенку часы с маятником, пусть малыш изобразит как он работает, точно так же подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта.

Используя эти упражнения, можете сами придумать и разыграть сказку. Например: «Проснулся утром язычок, открыл окошко (открыть рот), посмотрел наверх — где же солнышко? (вытянуть язык вверх к носу) — и стал искать его: посмотрел налево (вытянуть язык к левой щеке), потом направо (вытянуть к правой щеке)» и т.д. Проявите фантазию.

«Улыбка».
   Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Трубочка».
Сомкнутые губы вытянуть вперед.

 

 

 

 

 

 

«Заборчик».
  Губы в улыбке, верхние и нижние зубы обнажены.

  «Лопаточка».
 Улыбка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
  Язык в таком   положении удерживать не менее 5    секунд.

             «Иголочка»,
 Улыбка. Рот открыт, узкий длинный язык    выдвинут вперед.
 Язык в таком положении удерживать не  менее 5 секунд.

            «Маляр».
 Губы в улыбке. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой,
ведем от верхних резцов   до мягкого неба.                                                       
Проследить, чтобы подбородок при этом не  двигался (можно придерживать его рукой).     

               

             «Часики». 
Улыбнуться, открыть рот.
Узкий кончик языка отклоняется, тянется то вправо, то влево, касаясь уголков рта.

            

                «Качели».
 Губы в улыбке. Рот открыт.
Напряженным языком тянуться к носу и к подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

          «Вкусное варенье».
 Губы в улыбке. Рот открыт.
 Широким   языком   облизать верхнюю губу и убрать   язык в глубь рта.

         
         «Почистим зубки».
   Рот закрыть. Круговыми движениями языка провести между  губами и зубами.
   «Почистим нижние зубки»    
  «Почистим верхние зубки»
 

        «Барабанщик».
 Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы,
 многократно и отчетливо произнося: «д-д-д».

            «Лошадка».
 Губы в улыбке. Присосать язык к нёбу, щелкнуть  кончиком языка.
Цокать медленно и сильно, тянуть  подъязычную связку, постепенно убыстряя темп упражнения.
Следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык (можно придерживать его рукой).

               «Индюк».
(выработка подъема языка вверх, подвижности кончина  языка). Губы в улыбке.
Приоткрыть рот, двигать  широким   передним краем  языка по верхней губе вперед  и назад,
стараясь не отрывать языка от губы, добавить голос,    пока не послышится: «бл-бл…»  (как индюк болбочет).

       «Непослушный язычок».
Губы в улыбке. Рот широко открыт, расслабленный язык лежит на нижней губе («Лопаточка»).
Пошлёпывая его  губами,  произносить слоги: пя-пя-пя-пя…