Будем знакомы

лидия николаевна

logoped

ШИРКОВА

ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА

 

 

 

Учитель-логопед

Образование — высшее

Квалификация –  «Специалист высшей  категории»

Стаж педагогической работы – 47 лет

В должности учителя — логопеда  14 лет

Образование – Харьковский университет,дефектологический факультет,учитель-логопед,практический психолог.

 

Жизненное кредо:

«Быть учителем: хорошим!!! Любимым!!!»

«Быть там, где ты нужна,где видишь детские глаза, идти вперёд и помогать, умом, сердцем и руками мир украшать!»

Педагогическое кредо:

«Важный элемент в общении с детьми,чтобы дети ждали тебя на урок с радостью, улыбкой»

 

    Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет учитель-логопед – специалист, исправляющий нарушения речи.

         И в самом деле, кто же такие логопеды и самое главное, чем они занимаются? Очень многие считают, что логопеды – это те, кто «учит правильно говорить букву «Р». Конечно, частично эти люди правы, но это далеко не всё, чем занимается логопед.

         Да, логопеды учат правильно произносить звуки (и не только Р), но вместе с этим  развивают связную речь, мелкую моторику, учат правильно обобщать предметы, различать на слух разные звуки…
Возможно, вы спросите: а зачем это надо? Но ведь каждая мама и каждый папа хотят, чтобы их ребёнок был самым лучшим и, конечно же, хорошо учился в школе. И если логопед вовремя не преодолеет все трудности, возникшие в детском саду, эти трудности будут преследовать ребёнка и в школе.

          Ведь наша речь – это не только звукопроизношение (умение правильно произносить звуки родного языка), но и:

 •    словарный запас;
•    фонематическое восприятие (умение на слух воспринимать и различать звуки);
•    грамматический строй (умение образовывать новые слова, соединять слова в предложении, правильно употреблять окончания слов и т.д.);
•    связная речь (умение связно высказываться, составлять рассказы по картинкам, из собственного опыта, и, наконец, сочинять сказки, фантазировать).

            Работа учителя-логопеда  начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Это – необходимая база для развития всех сторон речи.
Самый благодатный период для преодоления нарушений речи – этодошкольный возраст. Именно в это время дети быстро учатся правильно говорить, легче привыкают к новому произношению звуков. Важно не упустить это время, вовремя обратиться к учителю-логопеду в детском саду!
Правильная, красивая, связная речь – это залог успешного обучения ребёнка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками.

            Поэтому работа учителя-логопеда в детском саду заключается в развитии речи детей в целом, профилактике нарушений речи, подготовке детей к обучению грамоте, а также развитии внимания, слуха, памяти и мышления.

            А главное, помните, само собой ничего не проходит! Надо выяснить причину и как можно скорее преодолеть речевую проблему, чтобы наслаждаться общением со своим чадом и во время обучения в школе  вместе радоваться успехам!

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

Нет повода для беспокойства если:

  • физическое развитие малыша соответствует возрасту;

  • у ребенка нет никаких неврологических заболеваний;

  • ребенок активно общается со знакомыми и родными людьми, но стесняется разговаривать с незнакомыми;

  • ребенок охотно повторяет за Вами все, что слышит;

  • ребенок решает все свои проблемы с помощью речи;

  • ребенок вслушивается в свою речь и старается исправлять свои ошибки сам.

Обратите внимание на развитие ребенка, если:

  • ребенку уже исполнилось полтора года , а простых слов , например «мама» или «дом» он не говорит и не понимает простых слов- своего имени или название окружающих предметов: не способен выполнять простейшие просьбы , например «иди сюда» , «сядь»;

  • если в два года ребенок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторят новые слова;

  • если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов, не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо , находящееся вне поле зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например «дай воды»);

  • если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно , что его с трудом понимают даже родные. Если говорит слишком быстро , глотая окончания слов или , наоборот , крайне медленно , растягивая их ;

  • если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов).

Если у ребенка есть такие проблемы , обратитесь за помощью к логопеду и в районную поликлинику.

ПОМОЩЬ КАКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ И КОГДА, МОЖЕТ ПОНАДОБИТЬСЯ РЕБЕНКУ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧИ?

К сожалению , многие родители считают , что задержку развития речи «лечат» логопеды , но логопеды- это педагоги ,а не врачи . Они лишь учат ребенка правильно произносить звуки , а этим можно эффективно заниматься лишь с 4-5 лет.

Итак , сначала вам потребуется:

  • диагностика для выявления причин патологии развития речи ;

  • диагностика слуха (обследование у сурдолога );

  • для выяснения причин задержки в речевом развитии необходимо обратиться к невропатологу , логопеду ,а в отдельных случаях к психиатру и детскому психологу .

С КАКОГО ВОЗРАСТА НАЧИНАЕТСЯ РАБОТА ПО ПРЕОДАЛЕНИЮ ЗАДЕРЖЕК В РАЗВИТИИ РЕЧИ?

Чем раньше Вы обратите внимание на задержку в развитии речи и начнете заниматься с ребенком , тем быстрее будет положительный результат .

Невропатологи могут назначить лечение уже с 1 года , если установлена неврологическая патология, которая приводит или может привести к задержке речевого развития .

Дефектологи начинают заниматься с детьми с 2 лет, они помогают развивать у ребенка внимание , память, мышление , моторику.

Логопеды — помогают «поставить»звуки, учить правильно строить предложения и составлять грамотный рассказ.

КОГДА ОБРАЩАТЬСЯ К ЛОГОПЕДУ?

Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения: крик и плач.

  • 2-3 месяца. В этом возрасте у ребенка появляется гуление и лепет. Молчание ребенка должно вызывать тревогу у родителей.

  • 9-10 месяцев. Формируется понимание речи взрослых и первые слова. Но в этом возрасте ребенок реагирует не столько на речь взрослых, сколько на ситуацию и интонацию.

  • 11-12 месяцев. Появляется реакция на сами слова, уже вне зависимости от интонации говорящего и окружающей ситуации.

  • 1-1.5 года. Развивается ситуационная речь ребенка. Одни и те же слова могут иметь разный смысл, в зависимости от обстановки. Ребенок часто путает звуки, искажает их.

  • 1.5-2 года. Период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Слова носят уже обобщенный, а не ситуационный характер. Очень важно в этот период обеспечить необходимый объем речи для подражания. Мозговые клетки максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы.

  • 2-3 года. Формирование грамматического строя речи, накопление словарного запаса (к 3-мгодам ребенок уже знает от 300 до 1000 слов). Если к 2.5 годам ребенок не строит фраз, то необходимо обратиться к логопеду.

  • В период с 3-х до 5-ти лет желательно проконсультироваться у логопеда в любом случае.

  • В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, однако нарушение звукопроизношения может быть как следствием естественных физиологических причин, так и симптомом речевой патологии. Раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам очень важно.

  • К 5-ти годам ребенок должен правильно строить фразы и произносить все звуки речи!

  • Речь человека развивается всю его жизнь, поэтому помочь логопед может и взрослым.

 

КАКИЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ ИСПРАВЛЯЕТ ЛОГОПЕД?

  • Нарушения фонетической стороны устной речи.

  • Нарушения лексико-грамматической стороны устной речи.

  • Нарушения мелодико-интонационной стороны устной речи.

  • Нарушения темпо-ритмической стороны устной речи.

  • Нарушения чтения.

  • Нарушения письма.

Наряду с клинико-педагогической классификацией речевых расстройств (выше) в логопедии используется психолого-педагогическая классификация речевых нарушений. Она строится на основе лингвистических и психологических критериев, среди которых учитываются структурные компоненты речевой системы и функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности, устной и письменной. Нарушения речи в этой классификации подразделяются на две группы. Первая группа — нарушение средств общения: фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) и общее недоразвитие речи (ОНР). Вторая группа — нарушения в применении средств общения: заикание.

49db06b90ae0Мои советы и рекомендации читайте в рубриках:

  1. ЛОГОРИТМИКА

Методы и приемы работы с детьми на логопедических занятиях

Логопедическое занятие «Космос» На занятии использованы: пальчиковая гимнастика «Солнце»; мимическое упражнение «Взгляд в космос»; дидактическая игра «Полет в космос»; речевая двигательная игра «Ракета»; игра-пантомима «Разговор с инопланетянами».

Смотреть страницу »