Результаты диагностики
Итоговый аналитический отчет результатов диагностики психологического развития дошкольников на педсовет № 4 30 мая 2017 год
Психодиагностика дошкольников
СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «ДВА ДОМИКА»
(по Т.Д. Марцинковской)
Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам.
Оборудование: Лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.
Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».
Ход исследования:
В процессе исследования педагог-психолог индивидуально беседует с каждым из детей, а воспитатель решает вопросы дисциплины, то есть “присматривает” за ребятами, которые либо уже выполнили задания методики и освободились, либо ждут свой очереди.
Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.
Если воспитательная группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек – до 5 выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит настаивать на принятии им решения.
Обработка и интерпретация результатов:
Ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу), в которой фамилии ребят расположены по алфавиту. Таким образом, каждому воспитаннику присваивается порядковый номер, который должен быть одним и тем же при проведении других вариантов социометрического исследования
( Образец бланка социоматрицы прилагается.)
Условные обозначения для социоматрицы:
+ – положительный выбор (ответ на первый вопрос)
– отрицательный выбор (ответ на второй вопрос)
Определение социометрического статуса.
Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).
Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (ССПВ), которая является своеобразным ориентиром распределения мест в иерархии коллектива:
ССПВ = общая сумма положительных выборов
количество детей в группе
Выделяют следующие типы социометрического статуса:
“Популярные” (“звезды”) – дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов.
“Предпочитаемые” – дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя “звезды”).
“Пренебрегаемые” или «оттесненные»– дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора.
“Изолированные” – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками).
“Отвергаемые” – дети, получившие только отрицательные выборы.Не всякая группа имеет четкую структуру межличностных отношений, в которой ярко выражены как “звезды”, так и “отверженные”. Иногда дети получают примерно равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания и формирования межличностных отношений в детском коллективе. Лидерство же – это процесс реального главенствования одного над другим, показатель действительного влияния того или иного члена группы на сверстников. Поэтому неудивительно, что лидером и “звездой” могут быть разные дети: ведь для завоевания положения “звезды” и положения лидера нужны различные качества личности. Например, лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать у “звезды”.( Образец таблицы прилагается.)Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы
Для получения наглядной информации о соотношении в группе различных социометрических статусов, можно составить таблицу.
Нередко понятие социометрической “звезды” смешивается с понятием лидера. Это неверно, так как здесь не учитывается, что “звездность” – показатель эмоциональной притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. Ребенок может стать социометрической “звездой”, потому что красивый или дает конфеты, а не в силу личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.).
- Высокий уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией.
- Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и трех последних группах число лиц примерно одинаково.
- Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом (“пренебрегаемые”, “изолированные” и “отвергаемые”). При анализе данных социометрии важным результатом является взаимность выборов детей, на основе которых высчитывается коэффициент сплоченности группы:Высокий коэффициент сплоченности может свидетельствовать о том, что в воспитательной группе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими хорошо осознаются. Но эта величина ничего не говорит о том, на какой основе возникла взаимность. Коэффициент сплоченности, следовательно, может выражать различный характер отношений, существующих в коллективе. Он может быть показателем действительного единства коллектива на базе совместной деятельности, направленной на выполнение общественно полезных дел (уход за животными и растениями, уборка территории, помощь воспитателю в сервировке стола). Но с другой стороны, высокий коэффициент взаимности может свидетельствовать и о фактической разобщенности группы на отдельные пары, микрогруппы, об отсутствии в группе выработанного общественного мнения, о круговой поруке и т. д. Отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями могут скрываться противоположные взаимоотношения. Поэтому важно уяснить, что собой представляет структура группы, из каких “союзов” она состоит.
- На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы-«мишени», что является существенным дополнением к табличному подходу
- .Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.
- I) Внутренний круг — это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.
- I) Второй круг-зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
- III) Третий круг — зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
- IV)Четвертый круг — зона изолированных — это те, которые не получили ни одного очка.
- Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2-3 членов, реже из 4 и более членов.
- Показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6 – 0,7 Помогайте ребенку определить сферу его интересов. Действуя в той области, которая ему хорошо знакома, ребенок приобретает уверенность, а это основа лидерства!
Психодиагностика педагогов
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕГРАЛЬНЫХ ФОРМ КОММУНИКАТИВНОЙ АГРЕСИВНОСТИ
(В. В. Бойко)
Цель. Определение помимо тонких форм проявлений агрессивности и потребность в ней, степень агрессивного заражения, и способность к торможению, и способы переключения агрессивности.
Инструкция. В бланке для ответов рядом с номером суждения проставьте свои ответы «да» или «нет».
Опросник
- Временами я неожиданно «взрываюсь» злостью, гневом.
- Если я вижу, что мое раздражение или злость передается другим, то обычно тут же беру себя в руки.
- Чтобы избавляться от накопившейся злости, я придумал себе особый ритуал: периодически колочу подушку, боксирую в стенку, бегаю вокруг дома и т. п. На работе обычно сдерживаюсь, а дома бываю невыдержанным. Иногда я понимаю, что вызываю у кого-либо злость, раздражение, но мне трудно изменить свое поведение или я не хочу этого делать.
- Если мне хамят, я, как правило, сдерживаюсь от резкости.
- Иногда я честно признаюсь себе: я плохой человек.
- Стоит мне разозлиться, как я добиваюсь своего от окружающих.
- Нередко я оказываюсь вовлеченным в какую-нибудь противоборствующую группировку.
- Время от времени меня словно тянет поругаться с кем-нибудь.
- Я часто расплачиваюсь за свою резкость или грубость.
- Часто какой-нибудь пустяк выводит меня из себя.
- Разозлившись, я могу ударить кого-либо (ребенка, партнера и т. п.).
- Чувствуя прилив злости, я могу разрядиться на неодушевленных предметах (бью кулаком о стол, что-нибудь ломаю, бью посуду).
- Я позволяю себе злость или гнев там, где меня никто не знает.
- Я думаю, что мой характер — не подарок.
- Если кто-нибудь из коллег плохо отзовется обо мне, я выскажу ему все, что думаю о нем.
- Бывают минуты, когда я ненавижу или презираю себя.
- Чтобы заставить себя сделать что-либо трудное или сложное, мне иногда надо себя хорошенько разозлить.
- Бывало так, что я оказывался членом нехорошей компании (группировки).
- Обычно, когда я поругаюсь с кем-нибудь, мне становится легче.
- Некоторые люди обижены на меня за мою резкость или злобу.
- Когда я очень устаю, то легко могу разозлиться, выйти из себя.
- Моя злость обычно быстро проходит, если тот, кто ее вызвал, извиняется или признает свою неправоту.
- Мне удается гасить раздражение и прочие напряженные состояния в активном отдыхе в спорте, туризме, культурных мероприятиях.
- Бывает, что я выясняю отношения с продавцом или клерком на повышенных тонах.
- У меня острый язык — палец мне в рот не клади.
- Я обычно легко «завожусь», когда сталкиваюсь с грубостью, агрессивностью или злостью окружающих.
- Многое из того плохого, что случилось со мной в жизни, я наверняка заслужил.
- Злость чаще всего помогает мне в жизни.
- Я часто ругаюсь в очередях.
- Иногда мне говорят, что я злюсь, но я этого не замечаю.
- Переживание злости или гнева явно вредит моему здоровью.
- Иногда я начинаю злиться ни с того ни с сего.
- Если я разозлюсь, то чаще всего отхожу почти мгновенно.
- Чтобы успокоить нервную систему, я часто специально начинаю заниматься каким-либо делом (чтение, телевизор, хозяйственные заботы, профессиональная работа).
- В транспорте или магазине я бываю более агрессивен, чем на работе.
- Я человек резкий или очень категоричный.
- Если кто-либо будет зло шутить по моему адресу, я скорее всего поставлю его на место.
- Я часто злюсь на себя по какому-либо поводу.
- В общении дома я часто специально придаю своему лицу суровое выражение.
- Если бы понадобилось пойти на баррикады, я бы пошел.
- Обычно моя злость дает мне импульс активности.
- Бывает, я по нескольку дней переживаю, последствия того, что не смог сдержаться от злости.
- Бывают моменты, когда мне кажется, что я всех ненавижу.
- Когда я чувствую прилив злобы или агрессии, то часто ухожу куда-нибудь, чтобы никого не видеть и не слышать.
- Я часто успокаиваю себя тем, что срываю зло на вещах обидчика.
- Иногда в транспортной толчее или в очереди я бываю столь агрессивен, что потом переживаю неловкость за себя.
- Я часто бываю несговорчивым, упрямым, непослушным.
- Я легко лажу с людьми, которые провоцируют грубость или злость.
- Если Бог когда-нибудь накажет меня за мои грехи, то это будет заслуженно.
- Чтобы повлиять на окружающих, я часто лишь изображаю гнев или злость, но глубоко не переживаю, не испытываю этих состояний.
- Я бы принял участие в стихийном митинге протеста, чтобы отстаивать вместе со всеми свои насущные интересы.
- После вспышки раздражения, злобы я обычно хорошо чувствую себя некоторое время.
- Моя раздражительность отрицательным образом сказывалась на отношениях с близкими или друзьями. Обработка данныхОпросник позволяет вывести «индекс агрессии» с помощью суммирования и с учетом 11 параметров, каждый из которых оценивается отдельно в интервале от нуля до 5 баллов. За каждый ответ, соответствующий ключу, начисляется один балл; чем выше оценка, тем больше проявляется измеряемый показатель агрессивности.
- Спонтанность агрессии: +1, +12, +23, +34, +45;
- Неспособность тормозить агрессию: -2, +13, -24, -35, -46;
- Неумение переключать агрессию на деятельность или неодушевленные объекты: -3, -14, -25, -36, -47;
- Анонимная агрессия: +4, +15, +26, +37, +48;
- Провокация агрессии у окружающих: +5, +16, +27, +38, +49;
- Склонность к отраженной агрессии: -6, +17, +28, +39, -50;
- Аутоагрессия: +7, +18, +29, +40, +51;
- Ритуализация агрессии: +8, +19, +30, +41, +52;
- Склонность заражаться агрессией толпы: +9, +20, +31, +42, +53;
- Удовольствие от агрессии: +10, +21, +32, +43, +54;
- Расплата за агрессию: +11, +22, +33, +44, +55.
Интерпретация данных
Отсутствие или очень низкий уровень агрессии (0 – 8 баллов) обычно свидетельствует о неискренности ответов респондента, о его стремлении соответствовать социальной норме. Такие показатели встречаются у людей со сниженной самокритичностью и завышенными притязаниями.
Невысокий уровень агрессии (9 – 20 баллов) отмечается у большинства опрашиваемых. Он обычно бывает обусловлен спонтанной агрессией и сопряжен с неумением переключать агрессию на деятельность и неодушевленные объекты (в этом, возможно, нет необходимости).
Средний уровень агрессии (21 – 30 баллов) обычно выражается в спонтанности, некоторой анонимности и слабой способности к торможению.
Повышенный уровень агрессии (31 – 40 баллов). К атрибутам, характерным для ее среднего уровня, обычно добавляются показатели расплаты, провокации.
Очень высокий уровень агрессии (41 и более баллов) связан с получением удовольствия от агрессии, перенятием агрессии толпы, провоцированием агрессии у окружающих.
Моя раздражительность отрицательным образом сказывалась на отношениях с близкими или друзьями.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТИ
Цель. Данная методика позволяет выявить основные стратегии поведения в потенциальной зоне конфликта — межличностных спорах и косвенно определить уровень конфликтоустойчивости личности.
Инструкция. Внимательно прочитайте и оцените каждое из десяти полярных суждений, указанных в бланке, которые в большей мере свойственны вашему поведению. Для этого сначала определите, какое из двух крайних суждений подходит вам, а затем оцените его по 5-балльной системе. Помните, что промежуточная графа 3 означает равнозначное присутствие обоих качеств. Крайние же значения 4-5 и 1-2 характеризуют либо уклонение от споров, либо непринужденное участие в разрешении спорных моментов.
Бланк ответов
1. | Уклоняюсь от спора | 5 4 3 2 1 | Рвусь в спор |
2. | Отношусь к конкуренту без предвзятости | 5 4 3 2 1 | Подозрителен |
3. | Имею адекватную самооценку | 5 4 3 2 1 | Имею завышенную самооценку |
4. | Прислушиваюсь к мнению других | 5 4 3 2 1 | Не принимаю иных мнений |
5. | Не поддаюсь провокации, не завожусь | 5 4 3 2 1 | Легко завожусь |
6. | Уступаю в споре, иду на компромисс | 5 4 3 2 1 | Не уступаю в споре: победа или поражение |
7. | Если взрываюсь, то потом ощущаю чувство вины | 5 4 3 2 1 | Если взрываюсь, то считаю, что без этого нельзя. |
8. | Выдерживаю корректный тон в споре, тактичность | 5 4 3 2 1 | Допускаю тон, не терпящий возражений, бестактность |
9. | Считаю, что в споре не надо демонстрировать свои эмоции | 5 4 3 2 1 | Считаю, что в споре нужно проявить сильный характер |
10. | Считаю, что спор — крайняя форма разрешения конфликта | 5 4 3 2 1 | Считаю, что спор необходим для разрешения конфликта |
Обработка и интерпретация данных
Оцените по пятибалльной системе, насколько у вас проявляется каждое из приведенных слева свойств. Подсчитайте общую сумму баллов.
Начертите свой профиль поведения в спорных ситуациях.
Проанализируйте причины полярных стратегий поведения с целью внесения необходимых корректив.
40-50 баллов — высокий уровень конфликтоустойчивости.
30-40 баллов — средний уровень конфликтоустойчивости, свидетельствующий об ориентации личности на компромисс, стремлении избегать конфликта.
20-30 баллов — низкий уровень конфликтоустойчивости, свидетельствующий о выраженной конфликтности,
1-19 баллов — очень низкий уровень конфликтоустойчивости. Данный уровень свойствен конфликтным людям.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМПАТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
(по В.В. Бойко)
Цель: измерение уровня проявления эмпатических особенностей личности.
Ход обследования. Испытуемому предъявляется опросный лист, который он заполняет в соответствии с инструкцией.
Инструкция испытуемому: внимательно прочитайте вопросы, помещенные в опросном листе. Если Вы согласны с содержанием суждения, напишите «да» или поставьте рядом с в № вопроса «+», если же не согласны — «нет» или « — ». Старайтесь быстро выполнять задание. Помните, что правильных или неправильных ответов в данном задании нет.
- У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности.
- Если окружающие проявляют признаки нервозности, я обычно остаюсь спокойным
- Я больше верю доводам своего рассудка, чем интуиции.
- Я считаю вполне уместным для себя интересоваться домашними проблемами сослуживцев (однокурсников).
- Я могу легко войти в доверие к человеку, если потребуется.
- Обычно я с первой же встречи угадываю «родственную душу» в новом человеке.
- Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, paботе, политике со случайными попутчиками в поезде, самолете.
- Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены.
- Моя интуиция — более надежное средство понимания окружающих, чем знания или опыт.
- Проявлять любопытство к внутреннему миру другой личности — бестактно.
- Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая этого.
- Я легко могу представить себя каким-либо животным, ощутить его повадки и состояния.
- Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне непосредственное отношение.
- Я редко принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей.
- Обычно за несколько дней я чувствую: что-то должно случиться с близким мне человеком, и ожидания оправдываются.
- В общении с деловыми партнерами я обычно стараюсь избегать разговоров о личном.
- Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнимании к ним.
- Мне легко удается копировать интонацию, мимику людей, подражая им.
- Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров
- Чужой смех обычно «заражает» меня
- Часто действуя наугад, я тем не менее нахожу правильный подход к человеку
- Плакать от счастья глупо
- Я способен полностью слиться с любимым человеком, как бы растворившись в нем
- Мне редко встречались люди, которых я понимал бы без лишних слов
- Я невольно или из любопытства часто подслушиваю разговоры посторонних людей
- Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.
- Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его, «разложив по полочкам»
- Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, которые случаются у кого-либо из членов семьи
- Мне было бы трудно задушевно, доверительно беседовать с настороженным, замкнутым человеком
- У меня творческая натура — поэтическая, художественная, артистичная
- Я без особого любопытства выслушиваю исповеди новых знакомых
- Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека
- Мое мышление больше отличается конкретностью, строгостью, последовательностью, чем интуицией.
- Когда друзья начинают говорить о своих неприятностях, предпочитаю перевести разговор на другую тему.
- Если я вижу, что у кого-то из близких плохо на душе обычно воздерживаюсь от расспросов.
- Мне трудно понять, почему пустяки могут так сильно огорчать людей.Обработка результатов
- В соответствии с приведенным ключом подсчитывается число значимых ответов по каждой шкале, а затем все баллы по всем шкалам суммируются.
Ключ к методике
- Рациональный канал эмпатии: 1-да, 7-да, 13-нет, 19– да, 25-да, 31-нет.
- Эмоциональный канал эмпатии: 2-нет, 8-да, 14-нет, 20-да, 26-нет, 32-да.
- Интуитивный канал эмпатии: 3-нет, 9-да, 15-да, 21 –да,27-да, 33-нет.
- Установки, способствующие эмпатии:4-да,10-нет,16-нет, 22-нет,28-нет,34-нет.
- Проникающая способность в эмпатии:5-да, 11-нет,17-нет, 23-да, 29-нет, 35-нет.
- Идентификация в эмпатии: 6-да, 12-да, 18-да, 24-нет,30-да, 36-нет.
Интерпретация результатов
Анализируются показатели отдельных шкал и общая суммарная оценка уровня эмпатии. Оценки по каждой шкале могут варьироваться от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии.
Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность любого другого человека — на его состояние, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий каналы эмоционального и интуитивного отражения партнера. В рациональном компоненте эмпатии не следует искать логику или мотивацию интереса к другому. Партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет эмпатирующему непредвзято выявлять его сущность.
Эмоциональный канал эмпатии — фиксируется способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими, т.е. сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством «вхождения» в энергетическое поле партнера. Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать на него возможно только в том случае, если произошла энергетическая подстройка к эмпатируемому. Соучастие и сопереживание выполняют роль связующего звена, проводника от эмпатирующего к эмпатируемому и обратно.
Интуитивный канал эмпатии — балльная оценка свидетельствует о способности респондента видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются, и обобщаются различные сведения о партнерах, при этом следует помнить, что интуиция менее зависит от оценочных стереотипов, чем осмысленное восприятие партнеров.
Установки, способствующие или препятствующие эмпатии, облегчают или затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эффективность эмпатии может снижаться, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убеждает или убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умонастроения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. В то же время различные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности.
Проникающая способность в эмпатии — важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Каждый из нас своим поведением и отношением к партнеру способствует информационно-энергетическому обмену или препятствует ему. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.
Идентификация — еще одно непременное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации — способность к подражанию, легкость, подвижность и гибкость эмоций.
Шкальные оценки, как считает В. В. Бойко, выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя — уровня эмпатии. Суммарный показатель (уровень эмпатии) может изменяться в пределах от 0 до 36 баллов. По предварительным данным, полученным В. В. Бойко, оценка может быть следующей:
Очень высокий уровень – 30 баллов и выше.
Средний уровень — от 22 до 29 баллов
Заниженный уровень — от 15 до 21 балла
Очень низкий уровень — менее 14 баллов.
ДИАГНОСТИКА СУБЪЕКТИВНОГО ОТРАЖЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
КАРТА – АНКЕТА
Цель: выявление субъективной оценки психологического климата в группе.
Инструкция: Вам будет предложена анкета. По левую сторону в ней будут даны положительные оценки настроения в Вашем коллективе. Если Вы согласны с такой оценкой, то обведите (обозначьте рядом с цифрой утверждения) одну из трех цифр слева от 4 (7, 6, 5) в зависимости от степени оценки: 7 – высокая, 6 – средняя, 5 – слабая, следовательно, цифра 7 означает: это происходит всегда. 6 – в большинстве случаев. 5 – достаточно часто.
Если Вы хотите выставить отрицательную оценку, которые даны в колонке справа, то обведите (обозначьте) одну из них справа от 4, т.е. 3 – достаточно часто, 2 – в большинстве случаев, 1 – всегда.
Если Вы не согласны ни с положительными, ни с отрицательными суждениями, то обведите 4. Это обозначает, что Вам трудно согласиться с левым или с правым утверждением. Таким образом, у Вас на все вопросы анкеты должно быть лишь 14 оценок.
1. В группе преобладает жизнерадостное настроение | 7 6 5 4 3 2 1 | 1. Преобладает пессимистический тон. |
2. Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии. | 7 6 5 4 3 2 1 | 2. Конфликты, агрессивность, антипатия. |
3. Между группировками – взаимопонимание, расположение. | 7 6 5 4 3 2 1 | 3. Группировки внутри коллектива конфликтуют между собой. |
4. Ребятам нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время. | 7 6 5 4 3 2 1 | 4. Ребята сторонятся участвовать в совместных делах, не контактны. |
5. Успехи и неудачи членов группы вызывают активное соучастие других. | 7 6 5 4 3 2 1 | 5. Ребята равнодушны к судьбе одноклассника.
|
6.Взаимоотношения отличаются поддержкой, критика доброжелательная, замечания высказываются с добрыми намерениями. | 7 6 5 4 3 2 1 | 6. Ребята злорадствуют неудачам другого, критика в виде явных и скрытых выпадов. |
7. Ребята уважают мнение друг друга. | 7 6 5 4 3 2 1 | 7. Ребята нетерпимы к мнению других членов группы. |
8. В трудных случаях класс выступает по принципу «один за всех и все за одного». | 7 6 5 4 3 2 1 | 8. В трудных случаях группа «раскисает», становится растерянной. |
9. Успехи и неудачи группы каждый переживает как собственные. | 7 6 5 4 3 2 1 | 9.Успехи и неудачи группы не находят отклика у каждого члена |
10. Новичкам группа помогает освоиться. | 7 6 5 4 3 2 1 | 10. К новичкам нередко проявляется враждебность. |
11. Группа активна, полна энергии. | 7 6 5 4 3 2 1 | 11. Группа пассивна, инертна. |
12. Группа быстро откликается, если нужно сделать полезное дело. | 7 6 5 4 3 2 1 | 12. Группу невозможно поднять на совместное дело, у каждого свои интересы. |
13.В группе справедливое отношение ко всем. | 7 6 5 4 3 2 1 | 13. В группе есть привилегированные и пренебрегаемые. |
14. Поощрение всей группы руководителями вызывает чувство гордости у всех. | 7 6 5 4 3 2 1 | 14. К похвалам и поощрениям коллектива все относятся равнодушно. |
Обработка результатов. Подсчитать сумму и разделить на 14. Если полученные коэффициенты колеблются в следующих пределах:
1,0 – 3,5 | в группе неблагоприятный психологический климат |
3,6 – 5,4 | климат неустойчив: настроение колеблется, нет эмоционального единства, коллектив недостаточно развивается |
5.5 – 7,0 | в группе мажорный психологический климат, с ним будет интересно и радостно работать |
В результате будет получена субъективная оценка, поэтому для получения более объективной оценки необходимо попросить коллег, работающих с этой группой, заполнить данную анкету.
Можно спустя какое-то время, когда установятся доверительные отношения с ребятами, предложить анкету всей группе.
Психодиагностика родителей
Проект «С папой я своим дружу, его дружбой дорожу»
Анкета «Роль отца в семье» Уважаемые родители, нам важно знать Ваше мнение по ряду вопросов, касающихся воспитания ребенка в семье. Просим Вас поразмышлять над ними и выразить свою позицию!
1. Какую роль в семье выполняет мужчина? _____________________________________________________________
2. Какие качества прививает отец детям? _____________________________________________________________
3. Какие качества прививает отец дочери? _____________________________________________________________
4. Какие качества прививает отец сыну? _____________________________________________________________
5. Какие условия будут благоприятными для воспитания ребенка в семье? _____________________________________________________________
6. В чем Вы считаете, состоит семейное благополучие? _____________________________________________________________
Нам необходимо знать, кем заполнялась эта анкета? (ПАПОЙ, МАМОЙ, ПАПОЙ+ МАМОЙ) Спасибо за сотрудничество!